1. Изобретение фотографии

Ученые разных стран давно обратили внимание на свойство солей серебра и некоторых других металлов изменяться под воздействием света. В 100 г. Плиний наблюдал потемнение серебра под воздействием света. В 8 веке Ябир Иби Хайям наблюдал потемнение азотнокислого серебра на свету. В 1686 г. английский химик и физик Р.Бойль (R.Boyle) обнаружил реакцию солей золота на свет, а в 1725 г. А.П.Бестужев-Рюмин (Россия) - фотохимическое воздействие света на раствор соли железа. В 1727 г. немецкий врач И.Г.Шульце (J.H.Schultze) получил световые отпечатки трафарета с буквами, наложенного на светочувствительный слой из хлористого серебра. В 1777 г. шведский химик К.В.Шееле (C.V.Scheele) впервые применил бумагу с осажденным на ее поверхности хлористым серебром и обнаружил неодинаковую эффективность воздействия различных спектральных лучей: фиолетовые лучи вызывали более интенсивное потемнение, чем желтые и оранжевые.

Т.Веджвуд

В 1802 г. англичанин Т.Веджвуд (T.Wedgwood) под многочасовым воздействием солнечного света получил на бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра, а затем в растворе поваренной соли, отпечатки листьев растений и рисунков. Английский химик и физик Г.Дэйви (H.Davy), интересовавшийся работой Веджвуда, обратил внимание на то, что хлористое серебро более светочувствительно, чем азотнокислое, и с помощью микроскопа получил на хлоросеребрянной бумаге изображения мелких предметов. Однако они не решили проблемы, как сократить длительность экспонирования, а также как зафиксировать изображение в неизменном виде при дальнейшем воздействии на него света.

Ж.Н.Ниепс

Первая в мире гелиография:

вид из окна кабинета Ниепса

(1826 г.)

Первые удачные результаты по фиксации изображения получил француз Ж.Н.Ниепс (J.N.Niepce), который в 1826 г. разработал способ закрепления изображения в камере-обскура, названный гелиографией. В качестве светочувствительного слоя он использовал асфальт, растворенный в лавандовом масле и политый на металлическую пластинку из меди, серебра или олова. После восьми часового экспонирования Ниепс вымывал с пластинки лавандовым маслом не подвергшиеся воздействию света участки светочувствительного слоя и получал контуры изображения. Этот способ не мог быть использован в фотографии, но он нашел применение в полиграфии для изготовления печатных клише. Для этого пластинку с изображением подвергали травлению азотной кислотой и получали рельефное изображение, с которого можно было получить типографские оттиски. Ниепс производил опыты и с йодистым серебром, но отказался от него, т.к. изображение получалось мало контрастным, и невозможно было получить печатные формы с рельефным изображением. Таким образом, Ниепс является первым, кто получил фотоснимок с помощью камеры-обскура.

Л.Ж.Дагер

Фотокамера Дагера

Снимок

Дагера

О своих опытах Ниепс информировал своего соотечественника художника Л.Ж.Дагера (L.J.Daguerre) в соответствии с договором, который они заключили в 1829 г. После смерти Ниепса в 1833 г. Дагер продолжил опыты с йодистым серебром. Он наносил тонкий слой йодистого серебра на поверхность отполированной до зеркального блеска серебряной пластинки и экспонировал ее в фотокамере, созданной на основе камеры-обскура. Эта фотокамера представляла собой два ящика: один неподвижный с объективом в передней стенке, а второй с укрепленным светочувствительным материалом вдвигался в первый для установки резкости изображения. В 1835 г. он поместил экспонированную пластинку в химический шкаф и через несколько дней обнаружил, что скрытое в светочувствительном слое изображение проявилось. Он предположил, что это произошло под действием паров ртути из разбитого термометра, лежащего в шкафу. Таким образом, Дагер сделал открытие, что скрытое изображение, полученное во время экспонирования, может быть потом проявлено, и тем самым имеется возможность сократить время экспонирования с восьми часов до получаса. Еще два года ушло у Дагера на отработку технологии, после чего он попытался рекламировать свое изобретение и получить субсидирование.

Его открытием заинтересовался физик и астроном Д.Ф.Араго (D.F.Arago), иностранный почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1829 г., который 7 января 1839 г. доложил французской Палате депутатов, членом которой он являлся, общие сведения о разработанном Дагером способе получения фотоизображения. В своем докладе Араго высказал мысль, что при дальнейшем развитии этого вида изобразительного искусства оно найдет широкое применение в различных областях науки, техники, производства и, в частности, его можно будет использовать в астрономии и топографии. Однако понадобилось выступление химика Л.Ж.Гей-Люссака (L.J.Gay-Lussac) 30 июля 1839 г., чтобы депутаты одобрили закон о приобретении изобретения в собственность государства и назначили пожизненную пенсию как Дагеру, так и сыну Ниепса - И.Ниепсу. После этого 19 августа 1839 г. данное изобретение было обнародовано и с этого момента приобрело всеобщую известность под названием дагеротипия. Однако у этого способа были следующие недостатки: в качестве носителя изображения использовалась дорогая серебряная пластинка, экспонирование длилось несколько минут, для проявления использовались ядовитые пары ртути, изображение из-за испарения ртути было неустойчивым, получалось в одном экземпляре и в зеркальном виде.

 

Заставка   1   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz