В
1858 г. англичанин Г.Диркс (H.Dircks) открыл свойство прозрачного зеркала, которое позволяло видеть совмещенными два
объекта. Он работал совместно с профессором химии И.Г.Пеппером
(J.H.Pepper), и в 1963 г. они опубликовали технологию
"демонстрации духов". В дальнейшем данное свойство было
использовано для введения измерительной марки в пространство стереомодели.
В
1858-1859 гг. с учетом накопленного опыта работы с фотокамерой на местности Лосседа
разработал конструкцию первого в мире фототеодолита.
Основной частью фототеодолита, изготовленного Брюннером, являлась фотокамера, представлявшая собой
деревянный ящик шириной 41 см и высотой 33 см. В передней стенке был
закреплен обычный видовой объектив с полем зрения 300 и фокусным
расстоянием 22 см. Фотокамера устанавливалась на горизонтальный круг с ценой
делений 15". На левой боковой стенке фотокамеры была закреплена
зрительная труба с вертикальным сектором, позволяющим отсчитывать угол наклона
трубы в пределах ±150, и цилиндрическим уровнем. Для
уравновешивания значительного веса зрительной трубы с вертикальным сектором и
уровнем на правой стенке был укреплен противовес.
В
1862 г. К.Гюнтер (Австрия) создал для съемки местности фотоаппарат с электрическим затвором и высказал мысль об
устройстве воздушного шара малой емкости для поднятия только фотоаппарата. В
1864 г. француз Шевалье (Chevallier) создал панорамную
фотокамеру (фотографический планшет), у которой на горизонтально лежащей
круглой фотопластинке в результате поворота объективной головки на 3600
вокруг вертикальной оси получалась круговая панорама местности. Эта
фотокамера некоторый период использовалась во французской армии, но широкого
применения не нашла. В
1866 г. профессор физики Грацкого университета
Е.Мах (E.Mach), используя
разработки Диркса и Пеппера,
в стереоскопе Гельмгольца первые зеркала заменил прозрачными. В результате он
разработал новую конструкцию стереоскопа и предложил принцип "применения
стереоскопии для оценки или измерения трехмерных объектов". В этом же
году австриец Штейнгейл (Steinheil) изготовил объектив "апланат", который имел
большое значение для фотографирования местности и объектов, расположенных на
ней. В
1873 г. Менделеев разработал конструкцию дифференциального
жидкостного высотомера. За рубежом автором этого изобретения указывают
финского физика Вяйсяля. В
1877 г. Л.В.Варнерке (поляк В.Малаховский)
сконструировал фотокамеру с роликовой
кассетой - прототип всех пленочных кассет для аэрофотокамер. Вудбери (Англия) построил фотоаппарат, где четыре
фотопластинки располагались на плоскостях куба, вращающегося поочередно на 900
вокруг вертикальной оси, тем самым подавая
фотопластинки для экспонирования. Кроме того, он высказал мысль о построении
шара для подъема только фотоаппарата. В
1879 г. Д.П.Езучевский (Россия), опередивший
конструкторов других стран в создании фотокамер для географических и других
научных исследований, разработал стереоскопическую
фотокамеру. Фотосъемка производилась на фотопластинки форматом 8,5х17 см.
Для ориентирования фотокамеры имелась буссоль. Для рассматривания фотоснимков
был создан стереоскоп. Левицкий применил при фотографировании электрическую
дугу в качестве искусственного источника света. В
1881 г. Штейнгейл изготовил первый асимметричный объектив антипланат. В
1882 г. С.А.Юрковский (Россия) разработал моментальный затвор, являющийся
прототипом центральных затворов, а в 1883 г. - моментальный затвор,
расположенный перед фотопластинкой и являющийся прообразом шторно-щелевого
затвора. Однако его приоритет был забыт. Конструкцию шторно-щелевого затвора
приписывают австрийцу Аншютцу
и изготовление его было налажено на фирме Герц-Аншютц.
Этим затвором было оснащено большинство фотоаппаратов, использованных
Германией в 1-й мировой войне. В
1884 г. во Франции и Англии были сделаны первые попытки
разработать многокамерные
фотоаппараты с целью охвата большей площади местности при
фотографировании с шаров. Во Франции архитектор Трибуле
сконструировал панорамный фотоаппарат, который состоял из одной центральной
фотокамеры и шести, прикрепленных к ней так, чтобы выполнить съемку всей
местности, расположенной под шаром вплоть до горизонта. Фокусное расстояние
фотокамер равнялось 20 см, формат кадра 20х25 см. Однако экспериментальные
съемки были неудачными и работа над данной конструкцией
была прекращена. В Англии начальник Военно-воздушного парка майор С.Эльсдэлем совместно с Темплером
построил панорамный фотоаппарат, конструктивно похожий на фотоаппарат
француза Трибуле. В
1886 г. Срезневский создал первый в России фотоаппарат, специально предназначенный для воздушной фотосъемки
и являющийся прототипом отечественных и зарубежных аэрофотоаппаратов. На
земле объектив фотоаппарата был сфокусирован на бесконечность и жестко
закреплен, т.е. имел неизменное расстояние между объективом и прикладной
рамкой. Съемка производилась на фотопластинки формата 24х24 см. В качестве
кассет для каждой фотопластинки использовались специальные светонепроницаемые
чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записи карандашом условий
съемки. Фотопластинки вводились в фотокамеру и вынимались из нее через
боковую прорезь. На фотоаппарате была закреплена буссоль для установки
азимута направления съемки. Фотоаппарат был рассчитан на плановую съемку. Для
этого была разработана специальная фотоустановка, крепящаяся на стенке
корзины шара с наружной стороны и позволяющая перемещать фотоаппарат внутрь
корзины для перезарядки.
В
1887-1888 гг. Коппе создал фототеодолит, у которого
впервые в мире он установил на
прикладной рамке координатные метки.
После этого их стали устанавливать на всех топографических фотокамерах.
Правда, в литературе того времени эти метки называли не координатными, а
закрепляющими на фотоснимке положения главных
горизонтали и вертикали.
В
1889 г. фотограф варшавского университета К.Брандль
изобрел фотоаппарат револьверного типа,
работающий на негативной фотобумаге. Воздушная разведка Австрии и Германии в
начале 1-й мировой войны использовала фотоаппараты подобного типа. Француз Р.Моэссар (R.Moessard) создал панорамную
фотокамеру, названную им цилиндрограф, т.к. фотопленка в нем располагалась на
поверхности цилиндра. Объектив был установлен на оси цилиндра и его поворотом
вокруг этой оси строился кадр. В Москве на юбилейной фотографической выставке
землемер Морибель выставил фототопографический
аппарат собственной конструкции без геодезических приспособлений, кроме
уровня и буссоли, но результатов практического его применения
продемонстрировано не было. Н.И.Козловский (Россия) разработал фотокамеру для цветной съемки и взял
на нее охранительное свидетельство. В 1895 г. появилась фотокамера француза Нашэ, аналогичная фотокамере Козловского. В конце 80-х годов XIX века Лосседа построил первый
прибор (фототрансформатор) для преобразования наклонного фотоснимка в
горизонтальный, где вместо объектива поставил тонкую металлическую пластинку
с небольшим отверстием-проколом, что обеспечивало получение резкого
изображения трансформированного снимка.
В
1890 г. фирма "Карл Цейсс" изготовила объектив анастигмат,
рассчитанный Рудольфом, обеспечивший построение изображения в центральной
проекции с высокой точностью. В то время это был наиболее совершенный
объектив. Объектив анастигмат Цейсса венская фирма Лехнер
(R.Lechner) использовала при создании фототеодолита Полака, который имел алюминиевый корпус, фокусное
расстояние 212 мм и формат кадра 18х24 см. Объектив с относительным
отверстием 1:18 перемещался вверх-вниз для съемки верхних и нижних частей
горных склонов. В нашей стране этот фототеодолит использовал Тиле при изысканиях
железных дорог и в своем трехтомнике, изданном в 1907-1909 гг., отметил его
точность и удобство в работе. При этом он отметил, что фототеодолит Полака
находится в геодезическом музее Константиновского межевого института (ныне
Московский государственный университет геодезии и картографии). Сейчас
фототеодолит Полака находится на кафедре фотограмметрии университета, но, к
сожалению, без объектива и теодолита. В
1890 г. Паганини разработал конструкцию фототеодолита, у которого со стороны прикладной рамки фотокамеры
прикреплялось окулярное устройство, в результате чего объектив фотокамеры
становился объективом зрительной трубы. Такая конструкция фототеодолита имела
преимущество по весу и компактности, но требовала юстировок и поверок
положения оптической оси теодолита.
В
1890 г. в прусском воздухоплавательном отделении прошли испытания фоторужья, предназначенного для
фотосъемки с воздушного шара под определенным углом наклона. Фотоаппарат, прикрепленный
к ружейному прикладу, имел градусную шкалу и отвес. При нажатии курка
происходил спуск затвора, а отвес специальной планкой прижимался к шкале,
указывая какой угол наклона имеет снимок. Эта конструкция была
усовершенствована в 1900 г. К.Бассусом (K.Bassus). Фотоаппарат можно было повернуть в вертикальной
плоскости относительно приклада и установить по шкале на заданный угол. Чтобы
этот угол выдержать при съемке относительно горизонтальной плоскости,
оператор через систему зеркал наблюдал за пузырьком круглого уровня. В тот
момент, когда он устанавливался в центре уровня, оператор нажимал курок. С.Финстервальдер провел испытание этого фотоаппарата и в
1905 г. опубликовал их результаты. В
1891 г. Ж.Андертон (Англия) предложил использовать поляризационные светофильтры для
рассматривания стереоизображений. В фотограмметрии этот способ не нашел
широкого применения. В
1892 г. Ф.Штольц (Германия) предложил для стереоскопических измерений способ
перемещающейся марки, названный в дальнейшем способом мнимой марки. Этот способ использовался в большинстве
стереофотограмметрических приборов и используется в цифровых
фотограмметрических системах, созданных на базе компьютера. В этом же году в
Германии и Англии были созданы телеобъективы, позволившие выполнять
крупномасштабные съемки с воздушных шаров. В
1894 г. фотограф И.Яновский разработал фотоаппарат
для съемки движущихся предметов на фотопластинку, на которой движение
фиксировалось в виде отдельных фаз.
В
1896 г. С.А.Ульянин сконструировал парусную
тележку с рекогносцировочным фотоаппаратом. Парусная тележка
предназначалась для подъема фотоаппарата вверх по канату запущенного
воздушного змея и состояла из легкой бамбуковой рамы с парусом, подвешенной
на роликах к канату. На раме крепился фотоаппарат складной
конструкции с объективом двойной анастигмат "Суттера"
и фокусным расстоянием 27 см. Съемка производилась на фотопластинки форматом
18х24 см. Главная оптическая ось фотоаппарата занимала примерно горизонтальное
положение и касалась фотопластинки не в центре, а со смещением по высоте на 3
см с целью увеличения большего захвата земной поверхности. Перед
подъемом фотоаппарат по лимбу ориентировался на тележке так, чтобы его
оптическая ось заняла заданной направление. Силою ветра, скорость которого
должна быть 4-10 м/с, благодаря небольшому парусу,
тележка поднималась по канату. На тележке были также установлены анероид и
электробатарея. На шкале анероида на делении, соответствующем высоте, с
которой должна быть произведена съемка, ставили штифт. При достижении
тележкой этой высоты стрелка анероида касалась штифта и замыкала контакт. В
результате срабатывал затвор фотоаппарата, парус свертывался
и тележка под собственным весом спускалась вниз, где она останавливалась с
помощью тормоза. На каждый снимок тратилось от 2 до 8 минут. Если не срабатывала система спуска затвора, то на канате имелась
муфта в 50 м от змея. Когда тележка в нее упиралась, срабатывал
затвор и начинался спуск тележки. Для запуска змеев использовалась
специальная двуколка с лебедкой. Охранительные
свидетельства на воздушный складной змей и парусную тележку С.А.Ульянин
получил в 1910 г. Для производства фотолабораторных работ в полевых условиях
С.А.Ульянин разработал передвижную портативную фотолабораторию на двуколке,
которая была первой в мире. Заставка
1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |