Р.Гугерсгоф

Автокартограф Гугерсгофа

Стереопланиграф С-1

В 1919-1920 гг. фирма Гейде изготовила прибор универсального типа, сконструированный проф. Р.Гугерсгофом (R.Hugershoff) на основе принципа Порро-Коппе и названный автокартографом. В 1922 г. была выпущена модель, у которой были устранены недостатки, выявленные на первой модели. Для определения планового и высотного положения точек была использована конструкция, взятая у стереоавтографа Орель-Цейсса. Наблюдение и измерение снимков производились с использование стереозрения. В 1923 г. фирма К.Цейсс выпустила прибор такого же типа - стереопланиграф С-1, сконструированный Бауэрсфельдом (Bauersfeld). В 1925 г. стереопланиграф был приобретен нашей страной.

О.Грубер

В 1921 г. в Швейцарии была основана фирма Wild, приборы которой в послевоенный период использовали по данным Международного фотограмметрического общества (МФО) около 70% стран, проводивших топографические съемки и применявших аэросъемку и фотограмметрию в различных областях деятельности человека.

В 1924 г. О.Грубер разработал метод продолжения, заключающийся в том, что на универсальном приборе можно было при обработке маршрута снимков подориентировать снимок к ориентированному в предыдущей стереопаре.

Во второй половине 20-х годов в США был разработан и внедрен на производстве способ Брока, который подразумевал разделение процесса создания карты на отдельные этапы. Для этого способа фирмой Брок и Веймут в Филадельфии были специально разработаны фотокамера, стереокомпаратор и фототрансформатор.

Фотокамера Брока

Стереокомпаратор Брока

Фототрансформатор Брока

Фотосъемка выполнялась на фотопластинки форматом 6,5х8,5 дюйма. Фотокамера заряжалась 48 пластинками, смена которых происходила автоматически. Однако фотокамера была полуавтоматической, т.к. работой фотокамеры управлял оператор. В пределах продольного перекрытия на местности определялись разности высот не менее четырех четких контуров. На стереокомпараторе измерялись разности продольных параллаксов этих контуров. Используя разности высот и продольных параллаксов, вычислялись взаимные углы наклона соседних снимков, значения которых использовались при фототрансформировании снимков. Для определения планового положения трансформационных точек строились сети плановой фототриангуляции. В качестве опоры использовались базисные линии, измеренные вначале и конце маршрутов. Трансформированные снимки получали на фотопластинках, которые обрабатывали на стереокомпараторе по аналогии с нормальным случаем наземной стереофотограмметрической съемки. Этот метод из-за нестрогости выполнения процессов позволял создавать мелкомасштабные карты, которые на данный период и были нужны при картографировании территории страны. В нашей стране в 30-е годы был разработан дифференцированный метод, который тоже подразумевал разделение процесса создание топографической карты на отдельные процессы и для каждого были созданы фотограмметрические приборы. Этот метод позволял создавать топографические карты в масштабах 1:10000 и мельче.

 

5. Развитие аэросъемки и фотограмметрии в нашей стране после 1917 г.

После 1-й мировой войны восстановление разрушенного хозяйства европейских стран потребовало быстрого создания и обновления карт. Началась оживленная изобретательская деятельность по созданию аэросъемочного оборудования и стереофотограмметрических приборов для обработки аэроснимков. С учетом вновь создаваемых приборов разрабатывались методы и технологии проведения аэросъемки, создания и обновления топографических карт. Описание истории фотограмметрии в каждой стране Европы и в США составит отдельные монографии. Однако в этих странах фотограмметрия развивалась примерно одинаково, что объясняется сравнительно равным уровнем промышленного и научного потенциала этих стран и их взаимообменом. В связи с этим далее описываются основные события в истории отечественной фотограмметрии, аэро- и космосъемки с указанием разработок и достижений в других странах, которые были определяющими на последующие годы.

С распадом царской армии сформированная в ней фотограмметрическая служба прекратила существование. Многие военные специалисты в области аэросъемки и фотограмметрии перешли в Рабоче-крестьянский красный Военно-воздушный флот (РКК ВВФ) и Военно-топографическую службу Рабоче-крестьянской Красной армии (ВТС РККА). Туда же было передано сохранившееся имущество фотограмметрических частей и аэрофотограмметрического отдела Полевого управления авиации и воздухоплавания царской армии. ВТС совместно с ВВФ сосредоточили внимание на разработке методик и технологий создания и обновления топографических карт, прежде всего, на пограничные районы, районы военного строительства и расположения воинских частей, а также проведения воздушной разведки в военное время и обеспечения войск разведывательной информацией в виде фото- и картографических материалов.

В мае 1918 г. в составе Северного и Западного отделов Военно-топографического управления (ВТУ) были организованы аэрофототопографическое (начальник Р.В.Животовский) и фототеодолитное (начальник В.П.Румянцев) отделения, которые в течение гражданской войны и первых годов после ее окончания проводили съемки в картографических целях. Т.к. аэрофототопографическому отделению не было придано летной части, аэросъемочные работы выполнялись на договорной основе авиационными отрядами, находящимися в районе выполнения работ. Осенью 1918 г. аэрофототопографическое отделение провело первую аэросъемку в картографических целях в районе г. Тверь, где была расположена авиационная часть. Из-за неопытности летчиков и аэросъемщиков маршруты были проложены с разрывами. Несмотря на это, по полученным аэроснимкам были составлены графический план и фотоплан. На первом контуры местности были нанесены с использованием графического способа трансформирования аэроснимков, а на втором - фотомеханического способа. Полученные планы были использованы для обновления существующей карты, изготовленной с помощью мензульной съемки.

В.С.Цвет-

Колядинский

В 1918 г. в ВВФ был организован первый аэрофотосъемочный отряд под командованием В.С.Цвет-Колядинского. С его именем связано совершенствование методик и техники аэросъемочного самолетовождения, создание принципиально новых аэросъемочных приборов, подготовка специалистов, а также первая аэросъемка г. Москвы в 1919 г. Кроме того, в ВВФ были организованы фотограмметрический отряд и фотолабораторные курсы, возглавляемые Д.А.Сольским.

В этом же году в ВТУ был организован Геодезический отдел. В его составе в Москве был создан аэрофототопографический отряд, в задачи которого входило выполнение опытно-производственных работ по созданию новых и обновлению старых планов и карт с помощью аэрофотограмметрии. Вначале аэросъемку производили аэрофотоаппаратом Потте, а исправление планов и карт выполняли по фотосхемам, смонтированным из нетрансформированных аэроснимков. С 1918 г. по 1921 г. отряд выполнил летно-съемочных работ на территории около 2000 кв. км. Также он выполнял наземные топографические стереофотограмметрические съемки.

В 1918 г. профессор Военно-инженерной академии В.В.Витковский провел первые опытные работы по использованию аэрофотограмметрической съемки в топографии. Однако основным видом топографической съемки в ВТУ оставалась мензульная съемка.

Н.Я.Бобир

В 1919 г. Главным управлением ВВФ была организована Аэрофотограмметрическая школа (позднее Высшая школа вспомогательных служб) под руководством В.Ф.Найденова. В ее состав вошли аэрофотографический отряд (командир В.С.Цвет-Колядинский), аэрофотолабораторные курсы (начальник Д.А.Сольский), фотограмметрические курсы (начальник Л.В.Златогоров). Среди преподавателей были П.П.Соколов (ученик Н.Е.Жуковского), Н.М.Кислов, К.В.Чибисов, С.М.Соловьев, Н.С.Герасимов. С 1922 г. аэронавигационный отдел школы возглавлял А.В.Беляков, получивший в 1936 г. звание Героя Советского Союза вместе с В.П.Чкаловым и Г.Ф.Байдуковым. В 1922-1925 гг. в этой школе учился, а в 1925-1930 гг. преподавал будущий профессор кафедры фотограмметрии МИИГАиК Н.Я.Бобир.

М.Д.Бонч-Бруевич

Н.М.Алексапольский

Что касается становления гражданской аэросъемки, то нужно отметить роль генерал-майора М.Д.Бонч-Бруевича, окончившего в 1890 г. Константиновский межевой институт (КМИ) со званием межевого инженера. 1 октября 1918 г. ученым советом Московского межевого института (ММИ) он был избран преподавателем геодезии. Однако в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1919 г. по поручению В.И.Ленина он занялся организацией Высшего геодезического управления (ВГУ) Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) и 23 марта 1919 г. приступил к руководству им. М.Д.Бонч-Бруевич предполагал создать в ВГУ отдел аэросъемки для организации и руководства аэросъемочными работами по всей территории страны. Для этих целей он хотел привлечь к работе в отделе ведущих специалистов в этой области того периода: В.С.Цвет-Колядинского, Н.М.Алексапольского, П.П.Соколова и Д.А.Сольского. Однако, как будет отмечено дальше, это ему не удалось.

В октябре 1920 г. Алексапольский ученым советом ММИ был избран на должность доцента, после чего он начал чтение курсов аэросъемки и фотограмметрии на геодезическом отделении института, а с 1921 г. - на геодезическом факультете Военно-инженерной академии (ВИА). В 1923 г. фотограмметрию и аэросъемку начали преподавать в Ленинградском военно-топографическом училище.

С 1921 г. в нашей стране при прокладке аэросъемочных маршрутов стали использовать авиационный компас, а аэросъемку в топографических целях начали производить в пределах рамок картографических трапеций. В этом же году профессор ВИА В.Ф.Найденов ввел в употребление термин "трансформирование" аэроснимков, которым предложил заменить существовавший до того времени выражение "развертывание аэрофотографий в план''. В 1922 г. вышло дополненное издание учебника Найденова "Измерительная фотография и ее применение в воздухоплавании", первое издание которого было в 1907 г. С 1922 г. лесное ведомство начало проводить первые опыты по применению аэросъемки в собственных целях.

 

Заставка   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   13   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz