В
1919-1920 гг. фирма Гейде изготовила прибор универсального типа,
сконструированный проф. Р.Гугерсгофом (R.Hugershoff)
на основе принципа Порро-Коппе и названный автокартографом. В 1922 г. была выпущена модель, у которой были
устранены недостатки, выявленные на первой модели. Для определения планового
и высотного положения точек была использована конструкция, взятая у
стереоавтографа Орель-Цейсса. Наблюдение и измерение снимков производились с
использование стереозрения. В 1923 г. фирма К.Цейсс выпустила прибор такого
же типа - стереопланиграф С-1,
сконструированный Бауэрсфельдом (Bauersfeld).
В 1925 г. стереопланиграф был приобретен нашей страной.
В
1921 г. в Швейцарии была основана фирма
Wild, приборы которой в послевоенный период использовали
по данным Международного фотограмметрического общества (МФО) около 70% стран,
проводивших топографические съемки и применявших аэросъемку и фотограмметрию в
различных областях деятельности человека. В
1924 г. О.Грубер разработал метод продолжения, заключающийся в
том, что на универсальном приборе можно было при обработке маршрута снимков
подориентировать снимок к ориентированному в предыдущей стереопаре. Во
второй половине 20-х годов в США был разработан и внедрен на производстве способ Брока, который подразумевал
разделение процесса создания карты на отдельные этапы. Для этого способа
фирмой Брок и Веймут в Филадельфии были специально разработаны фотокамера, стереокомпаратор и фототрансформатор.
Фотосъемка
выполнялась на фотопластинки форматом 6,5х8,5 дюйма. Фотокамера заряжалась 48
пластинками, смена которых происходила автоматически. Однако фотокамера была
полуавтоматической, т.к. работой фотокамеры управлял оператор. В пределах
продольного перекрытия на местности определялись разности высот не менее
четырех четких контуров. На стереокомпараторе измерялись разности продольных
параллаксов этих контуров. Используя разности высот и продольных параллаксов,
вычислялись взаимные углы наклона соседних снимков, значения которых
использовались при фототрансформировании снимков. Для определения планового
положения трансформационных точек строились сети плановой фототриангуляции. В
качестве опоры использовались базисные линии, измеренные вначале и конце
маршрутов. Трансформированные снимки получали на фотопластинках, которые
обрабатывали на стереокомпараторе по аналогии с нормальным случаем наземной
стереофотограмметрической съемки. Этот метод из-за нестрогости выполнения
процессов позволял создавать мелкомасштабные карты, которые на данный период
и были нужны при картографировании территории страны. В нашей стране в 30-е
годы был разработан дифференцированный метод, который тоже подразумевал
разделение процесса создание топографической карты на отдельные процессы и
для каждого были созданы фотограмметрические приборы. Этот метод позволял
создавать топографические карты в масштабах 1:10000 и мельче. 5. Развитие аэросъемки и фотограмметрии в нашей
стране после 1917 г. После
1-й мировой войны восстановление разрушенного хозяйства европейских стран
потребовало быстрого создания и обновления карт. Началась оживленная
изобретательская деятельность по созданию аэросъемочного оборудования и
стереофотограмметрических приборов для обработки аэроснимков. С учетом вновь
создаваемых приборов разрабатывались методы и технологии проведения
аэросъемки, создания и обновления топографических карт. Описание истории
фотограмметрии в каждой стране Европы и в США составит отдельные монографии.
Однако в этих странах фотограмметрия развивалась примерно одинаково, что
объясняется сравнительно равным уровнем промышленного и научного потенциала
этих стран и их взаимообменом. В связи с этим далее описываются основные
события в истории отечественной фотограмметрии, аэро- и космосъемки с
указанием разработок и достижений в других странах, которые были
определяющими на последующие годы. С
распадом царской армии сформированная в ней фотограмметрическая служба
прекратила существование. Многие военные специалисты в области аэросъемки и
фотограмметрии перешли в Рабоче-крестьянский красный Военно-воздушный флот
(РКК ВВФ) и Военно-топографическую службу Рабоче-крестьянской Красной армии
(ВТС РККА). Туда же было передано сохранившееся имущество фотограмметрических
частей и аэрофотограмметрического отдела Полевого управления авиации и
воздухоплавания царской армии. ВТС совместно с ВВФ сосредоточили внимание на
разработке методик и технологий создания и обновления топографических карт,
прежде всего, на пограничные районы, районы военного строительства и
расположения воинских частей, а также проведения воздушной разведки в военное
время и обеспечения войск разведывательной информацией в виде фото- и
картографических материалов. В
мае 1918 г. в составе Северного и Западного отделов Военно-топографического
управления (ВТУ) были организованы аэрофототопографическое (начальник
Р.В.Животовский) и фототеодолитное (начальник В.П.Румянцев) отделения,
которые в течение гражданской войны и первых годов после ее окончания
проводили съемки в картографических целях. Т.к. аэрофототопографическому
отделению не было придано летной части, аэросъемочные работы выполнялись на
договорной основе авиационными отрядами, находящимися в районе выполнения
работ. Осенью 1918 г. аэрофототопографическое отделение провело первую
аэросъемку в картографических целях в районе г. Тверь, где была расположена
авиационная часть. Из-за неопытности летчиков и аэросъемщиков маршруты были
проложены с разрывами. Несмотря на это, по полученным аэроснимкам были
составлены графический план и фотоплан. На первом контуры местности были
нанесены с использованием графического способа трансформирования аэроснимков,
а на втором - фотомеханического способа. Полученные планы были использованы
для обновления существующей карты, изготовленной с помощью мензульной съемки.
В
1918 г. в ВВФ был организован первый аэрофотосъемочный отряд под
командованием В.С.Цвет-Колядинского. С его именем связано совершенствование
методик и техники аэросъемочного самолетовождения, создание принципиально
новых аэросъемочных приборов, подготовка специалистов, а также первая
аэросъемка г. Москвы в 1919 г. Кроме того, в ВВФ были организованы
фотограмметрический отряд и фотолабораторные курсы, возглавляемые
Д.А.Сольским. В
этом же году в ВТУ был организован Геодезический отдел. В его составе в
Москве был создан аэрофототопографический отряд, в задачи которого входило
выполнение опытно-производственных работ по созданию новых и обновлению
старых планов и карт с помощью аэрофотограмметрии. Вначале аэросъемку
производили аэрофотоаппаратом Потте, а исправление планов и карт выполняли по
фотосхемам, смонтированным из нетрансформированных аэроснимков. С 1918 г. по
1921 г. отряд выполнил летно-съемочных работ на территории около 2000 кв. км.
Также он выполнял наземные топографические стереофотограмметрические съемки. В
1918 г. профессор Военно-инженерной академии В.В.Витковский провел первые
опытные работы по использованию аэрофотограмметрической съемки в топографии.
Однако основным видом топографической съемки в ВТУ оставалась мензульная
съемка.
В
1919 г. Главным управлением ВВФ была организована Аэрофотограмметрическая
школа (позднее Высшая школа вспомогательных служб) под руководством
В.Ф.Найденова. В ее состав вошли аэрофотографический отряд (командир
В.С.Цвет-Колядинский), аэрофотолабораторные курсы (начальник Д.А.Сольский),
фотограмметрические курсы (начальник Л.В.Златогоров). Среди преподавателей
были П.П.Соколов (ученик Н.Е.Жуковского), Н.М.Кислов, К.В.Чибисов,
С.М.Соловьев, Н.С.Герасимов. С 1922 г. аэронавигационный отдел школы возглавлял
А.В.Беляков, получивший в 1936 г. звание Героя Советского Союза вместе с
В.П.Чкаловым и Г.Ф.Байдуковым. В 1922-1925 гг. в этой школе учился, а в
1925-1930 гг. преподавал будущий профессор кафедры фотограмметрии МИИГАиК
Н.Я.Бобир.
Что
касается становления гражданской аэросъемки, то нужно отметить роль
генерал-майора М.Д.Бонч-Бруевича, окончившего в 1890 г. Константиновский межевой
институт (КМИ) со званием межевого инженера. 1 октября 1918 г. ученым советом
Московского межевого института (ММИ) он был избран преподавателем геодезии.
Однако в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1919
г. по поручению В.И.Ленина он занялся организацией Высшего геодезического
управления (ВГУ) Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) и 23 марта 1919 г.
приступил к руководству им. М.Д.Бонч-Бруевич предполагал создать в ВГУ отдел
аэросъемки для организации и руководства аэросъемочными работами по всей
территории страны. Для этих целей он хотел привлечь к работе в отделе ведущих
специалистов в этой области того периода: В.С.Цвет-Колядинского,
Н.М.Алексапольского, П.П.Соколова и Д.А.Сольского. Однако, как будет отмечено
дальше, это ему не удалось. В
октябре 1920 г. Алексапольский ученым советом ММИ был избран на должность
доцента, после чего он начал чтение курсов аэросъемки и фотограмметрии на
геодезическом отделении института, а с 1921 г. - на геодезическом факультете
Военно-инженерной академии (ВИА). В 1923 г. фотограмметрию и аэросъемку
начали преподавать в Ленинградском военно-топографическом училище. С
1921 г. в нашей стране при прокладке аэросъемочных маршрутов стали
использовать авиационный компас, а аэросъемку в топографических целях начали
производить в пределах рамок картографических трапеций. В этом же году
профессор ВИА В.Ф.Найденов ввел в употребление термин
"трансформирование" аэроснимков, которым предложил заменить
существовавший до того времени выражение "развертывание аэрофотографий в
план''. В 1922 г. вышло дополненное издание учебника Найденова
"Измерительная фотография и ее применение в воздухоплавании",
первое издание которого было в 1907 г. С 1922 г. лесное ведомство начало
проводить первые опыты по применению аэросъемки в собственных целях. |