В
1887-1888 гг. в Германии профессор С.Финстервальдер (S.Finsterwalder)
провел фотограмметрическую съемку глетчеров и опубликовал их результаты, а
профессор К.Коппе (C.Koppe) 24 августа 1888 г. с помощью фототеодолита
определил высоту Солнца над Брауншвейгом и вычислил широту места. В
1889 г. К.Коппе издал первое на
немецком языке руководство по фототопографии. В этом же году А.Батю
(Франция), использовав опыт метеорологов, применявших
с 1836 г. воздушных змеев для подъема своих приборов, впервые выполнил
фотосъемку фотокамерой, поднятой с помощью воздушного змея. Несколько позднее
такую фотосъемку выполнил Э.Венц.
В
1889-1891 гг. немецкий астроном О.Иессе произвел съемки серебристых облаков и
доложил об этом на заседании Королевской Прусской АН в Берлине. Базис
фотографирования равнялся 35 км. При обработке снимков было определено, что
облака располагались на высотах 82-83 км и скорость их движения равнялась 300
м/с. В 1891 г. в
окрестностях Вены Военно-географическим институтом под руководством А.Гюбля (A.Hübl) были проведены
первые официальные опытные фототопографические съемки. Позднее этот институт стал систематически применять
стереофотограмметрию. В
1891 г. в России были изданы "Наставления для пользования
воздухоплавательным компасом и фотограмметрическим прибором
инженера-полковника Н.А.Козлова". Инженер путей сообщений Н.О.Виллер
выполнил первые успешные практические опыты по применению фототопографической
съемки при изысканиях железных дорог на Кавказе. В этом же году преподаватель
геодезии в Московских кадетских корпусах С.П.Беликов сделал доклад "О
перспективных и фотографических съемках местности в топографическом
отношении", который был напечатан и вошел в заграничные списки
литературы о фототопографии. В
США в 90-е годы XIX века начались некоторые изменения в отношении
фотограмметрии. В 1893 г. Адамс, служивший в армии США, разработал принцип
фототриангуляции из главных точек фотоснимков и получил патент на методы
составления карт по воздушным фотоснимкам, в ходе измерения которых
определялись как плановые, так высотные координаты точек местности. В 1894 г.
Береговая геодезическая съемка США начала фототопографические съемки для
демаркации границы. Однако до 1-й мировой войны топографы США мало применяли
фотограмметрические методы. В
1893 г. в Германии директор Упсальской обсерватории Гильдебрандсон составил
одобренную метеорологическим комитетом инструкцию, в которой отдал
предпочтение фототеодолиту перед другими инструментами при наблюдении за
облаками. При подготовке Международного конгресса
метеорологов в Упсале по всему миру было организовано 20 станций с целью
одновременного наблюдения за движением облаков и определения их высот с
помощью фототеодолитов в течение года с 1896 г. по 1897 г. Одна из станций
наблюдения располагалась в России в Константиновской магнитной и
метеорологической обсерватории в г. Павловске. 12
февраля 1894 г. служивший в Варшавском воздухоплавательном батальоне
инженер-поручик В.Ф.Найденов (впоследствии профессор Военно-инженерной
академии) прочитал доклад "Фотографирование с шара" в Варшавском
собрании военных инженеров. В.Ф.Найденов
был первый, кто с начала 90-х годов XIX века стал проводить работы в России
по построению планов с использованием воздушных фотоснимков. Весной 1894
г. он сделал ряд сообщений в Варшавском военном фотографическом обществе и
штабе войск Варшавского округа о фотографировании с воздушного шара и
построении плана местности по полученным фотоснимкам. В.Ф.Найденов обратил
внимание на то, что вибрация шара из-за напряженности всей его конструкции вызывает нерезкость снимков и предложил не прикреплять
фотоаппарат к корзине шара, а снимать с рук. Он сконструировал прибор,
прикрепляемый к фотокамере, который позволял определять угол наклона
фотоснимка и азимут главной вертикальной плоскости. 7
мая 1894 г. на заседании Киевского общества естествоиспытателей горный
инженер П.Тутковский сделал доклад "О геологической фотографии и
фотограмметрии". В докладе приведены различные условия, встречающиеся на
практике геологических исследований, съемка которых подлежит особым подробно
изложенным приемам. В этом же году горный инженер К.Гамов в
журнале "Горнозаводской листок", N 17 опубликовал статью
"Фотограмметрия в горном деле", в которой на основании работ Коппе
указал на возможности использования фотограмметрии для получения данных,
необходимых при вычерчивании планов и профилей. С
1895 г. в Австрии Военно-географический институт стал использовать
фототопографическую съемку для создания карт на альпийские территории. При
проектировании топографических съемок с целью создания новой карты
Австрийской империи одновременно с мензульной съемкой была запланирована и
фототопографическая съемка. Учитывая это, греческое правительство пригласило
полковника Гартля из Военно-географического института для создания карт с
помощью фототопографической съемки. В
1895 г. Е.Девиль издал в Канаде книгу о фотограмметрии "Фотографическая
съемка", которая была переиздана в 1897 г., и в этом же году она была
издана в России на русском языке. В
1895-1896 гг. Ф.Н.Чернышев и академик Б.Б.Голицын провели фотограмметрические
съемки на Новой Земле. В отчете о проведенных работах Б.Б.Голицын отметил,
что, хотя фототопографическую съемку считают сложной и неудобной по сравнению
с мензульной съемкой, она имеет преимущество во времени и в количестве
измеряемых точек с одной постановки инструмента.
В
1896 г. К.Коппе теоретически обосновал способ измерения углов по фотоснимкам,
предложенный ранее Порро и получивший в дальнейшем название "принцип
Порро-Коппе". Для измерения снимков по этому способу К.Коппе создал
работающий по этому принципу фотограмметрический теодолит - фотограмтеодолит, который
использовался небольшой период после первой мировой войны. Его конструкция
сочетала фотокамеру и теодолит. Фотоснимок устанавливался в прикладной рамке
камеры по координатным меткам. Прикладная рамка вращалась в своей плоскости и
перемещалась относительно объектива для установки фокусного расстояния
съемочной камеры. Наблюдение точек фотоснимка производилось через зрительную
трубу, установленную перед объективом фотокамеры. Для
измерения углов фотограмтеодолит был снабжен вертикальным и горизонтальным
кругами. Чтобы измеренные углы не были искажены дисторсией объектива
съемочной камеры необходимо, чтобы фотокамера имела тот же объектив, что был
у съемочной камеры. 2
апреля 1896 г. на 1-м съезде русских деятелей по фотографическому делу
К.И.Борисевич сделал доклад "О фотограмметрии", в котором отметил
успехи фотограмметрии в странах Западной Европы и рекомендовал более широко
применять ее для отечественных нужд. Съезд постановил разослать доклад в
учреждения, от которых зависело внедрение фотограмметрии в нашей стране.
В
конце 1896 г. начале 1897 г. инженер Министерства путей
сообщений России Р.Ю.Тиле находился в командировке за границей, куда
он был послан с целью изучения разработок в области фототопографии. Собранная
информация об истории возникновения фототопографии в странах Европы и США, ее
теоретических основах, конструкциях фототеодолитов, полевых и камеральных
работах была им опубликована сначала в журнале МПС в 1897 г., N 4, 5, 6, а
затем в 1898 г. в отдельной брошюре "Практическая фототопография
(фотограмметрия)". Сам Тиле был назначен
заведующим фототопографическими работами МПС. В
1897 г. в русском фотографическом ежегоднике Дементьева была опубликована
статья Н.Адрианова "Фотограмметрия или топографическая съемка местности
фотографической камерой", где автор изложил элементарные понятия
фототопографии и общий ход работ. В этом же году инженер Р.Н.Савельев сделал
в РТО доклад, в котором впервые предложил применить воздушное
фотографирование для целей железнодорожных изысканий. Доклад был опубликован
в журнале "Железнодорожное дело" за 1897 г. В "Инженерном
журнале", N 9 поручики Нат и Герман опубликовали статью
"Телефотография с воздушного шара", где изложили преимущества
телеобъективов для съемки с воздушного шара удаленных объектов. В этом же году Тиле совместно с инженером П.И.Щуровым выполнил
фототопографическую съемку при изысканиях соединительной линии между
Забайкальской и Маньчжурской железными дорогами. Съемка производилась
фототеодолитом В.Полака (V.Polack). При составлении плана Р.Ю.Тиле использовал
графические инструменты Паганини. Этот план с нанесенной проектируемой
железнодорожной линией демонстрировался в 1900 г. на Парижской Всемирной
выставке. В
1898-1899 гг. Р.Ю.Тиле и П.И.Щуров произвели фотограмметрические съемки при
изысканиях железных дорог в Закавказье. При этом использовались фототеодолиты
Полака и Паганини. Осенью 1899 г. инженер П.И.Щуров произвел съемку при
изысканиях Черноморской железной дороги, используя фототеодолит Полака.
В
1898 г. австриец Ф.Шеймпфлюг (Th.Scheimpflüg) разработал принципы трансформирования снимков с сохранением как геометрии построения изображения, так и
его резкости по всей площади. В
1899 г. С.Финстервальдер опубликовал труд "
Геометрические основы фотограмметрии", повторно изданный в 1937 г. к
75-летию со дня рождения автора. В труде он изложил применение проективной
геометрии в фотограмметрии и центральной проекции при съемках, а также теоретические
основы взаимного и внешнего ориентирования пары
снимков. В своих трудах он указывал, что воздушная фотосъемка должна
использоваться в картографии как для исправления
существующих карт, так и для составления новых. В
1899 г. Г.Н.Шебуев и Н.Н.Веселовский (Россия) опубликовали брошюру
"Геометрические основы фотограмметрии", в которой привели
результаты исследования фотограмметрических измерений и отметили их невысокую
точность. Р.Ю.Тиле в своем трехтомники, изданном позднее,
указал, что такие результаты были получены из-за плохой устойчивости простой
фотокамеры и невертикальности фотопластинки. При этом Р.Ю.Тиле
рекомендовал повторить исследования, используя фототеодолит Полака,
находившийся в то время в геодезическом музее Константиновского межевого
института (ныне Московский государственный университет геодезии и
картографии).
В
России в конце 90-х годов XIX в. между
фотографами-любителями стал распространяться своеобразный вид спорта -
фотографирование с высоты птичьего полета, для чего использовались воздушные
змеи, отличающиеся простотой и дешевизной их изготовления. Наиболее широкое
применение получили змеи коробчатой формы конструкции поручика С.А.Ульянина.
Они были признаны в России лучшими и широко применялись в армии, т.к.
обладали наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Прекрасных снимки
получил С.С.Неждановский, который выполнил в 1899 г.
съемки в Москве со змеев собственной и зарубежной конструкций. В
1900 г. в Германии граф Цеппелин построил первый управляемый дирижабль, который использовали в качестве
носителя съемочной аппаратуры. В
начале 20 в. в Германии
инженер Мауль построил и опробовал первую
ракетную систему для подъема фотоаппарата с форматом кадра 18х24 см. За
счет работы двигателя ракета с фотоаппаратом поднималась примерно на половину
высоты подъема, а далее она двигалась по инерции. При этом из поля зрения
фотоаппарата уходило облако выхлопных газов. В момент прекращения подъема срабатывал затвор фотоаппарата и выталкивался парашют, на
котором фотоаппарат спускался на землю. Эта система обеспечивала подъем
фотоаппарата на высоту 500-1000 м. Заставка
1 2 3 4 5 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |