С.Финстервальдер

К.Коппе

В 1887-1888 гг. в Германии профессор С.Финстервальдер (S.Finsterwalder) провел фотограмметрическую съемку глетчеров и опубликовал их результаты, а профессор К.Коппе (C.Koppe) 24 августа 1888 г. с помощью фототеодолита определил высоту Солнца над Брауншвейгом и вычислил широту места.

В 1889 г. К.Коппе издал первое на немецком языке руководство по фототопографии. В этом же году А.Батю (Франция), использовав опыт метеорологов, применявших с 1836 г. воздушных змеев для подъема своих приборов, впервые выполнил фотосъемку фотокамерой, поднятой с помощью воздушного змея. Несколько позднее такую фотосъемку выполнил Э.Венц.

А.Гюбл

В 1889-1891 гг. немецкий астроном О.Иессе произвел съемки серебристых облаков и доложил об этом на заседании Королевской Прусской АН в Берлине. Базис фотографирования равнялся 35 км. При обработке снимков было определено, что облака располагались на высотах 82-83 км и скорость их движения равнялась 300 м/с. В 1891 г. в окрестностях Вены Военно-географическим институтом под руководством А.Гюбля (A.Hübl) были проведены первые официальные опытные фототопографические съемки. Позднее этот институт стал систематически применять стереофотограмметрию.

В 1891 г. в России были изданы "Наставления для пользования воздухоплавательным компасом и фотограмметрическим прибором инженера-полковника Н.А.Козлова". Инженер путей сообщений Н.О.Виллер выполнил первые успешные практические опыты по применению фототопографической съемки при изысканиях железных дорог на Кавказе. В этом же году преподаватель геодезии в Московских кадетских корпусах С.П.Беликов сделал доклад "О перспективных и фотографических съемках местности в топографическом отношении", который был напечатан и вошел в заграничные списки литературы о фототопографии.

В США в 90-е годы XIX века начались некоторые изменения в отношении фотограмметрии. В 1893 г. Адамс, служивший в армии США, разработал принцип фототриангуляции из главных точек фотоснимков и получил патент на методы составления карт по воздушным фотоснимкам, в ходе измерения которых определялись как плановые, так высотные координаты точек местности. В 1894 г. Береговая геодезическая съемка США начала фототопографические съемки для демаркации границы. Однако до 1-й мировой войны топографы США мало применяли фотограмметрические методы.

В 1893 г. в Германии директор Упсальской обсерватории Гильдебрандсон составил одобренную метеорологическим комитетом инструкцию, в которой отдал предпочтение фототеодолиту перед другими инструментами при наблюдении за облаками. При подготовке Международного конгресса метеорологов в Упсале по всему миру было организовано 20 станций с целью одновременного наблюдения за движением облаков и определения их высот с помощью фототеодолитов в течение года с 1896 г. по 1897 г. Одна из станций наблюдения располагалась в России в Константиновской магнитной и метеорологической обсерватории в г. Павловске.

12 февраля 1894 г. служивший в Варшавском воздухоплавательном батальоне инженер-поручик В.Ф.Найденов (впоследствии профессор Военно-инженерной академии) прочитал доклад "Фотографирование с шара" в Варшавском собрании военных инженеров. В.Ф.Найденов был первый, кто с начала 90-х годов XIX века стал проводить работы в России по построению планов с использованием воздушных фотоснимков. Весной 1894 г. он сделал ряд сообщений в Варшавском военном фотографическом обществе и штабе войск Варшавского округа о фотографировании с воздушного шара и построении плана местности по полученным фотоснимкам. В.Ф.Найденов обратил внимание на то, что вибрация шара из-за напряженности всей его конструкции вызывает нерезкость снимков и предложил не прикреплять фотоаппарат к корзине шара, а снимать с рук. Он сконструировал прибор, прикрепляемый к фотокамере, который позволял определять угол наклона фотоснимка и азимут главной вертикальной плоскости.

7 мая 1894 г. на заседании Киевского общества естествоиспытателей горный инженер П.Тутковский сделал доклад "О геологической фотографии и фотограмметрии". В докладе приведены различные условия, встречающиеся на практике геологических исследований, съемка которых подлежит особым подробно изложенным приемам. В этом же году горный инженер К.Гамов в журнале "Горнозаводской листок", N 17 опубликовал статью "Фотограмметрия в горном деле", в которой на основании работ Коппе указал на возможности использования фотограмметрии для получения данных, необходимых при вычерчивании планов и профилей.

С 1895 г. в Австрии Военно-географический институт стал использовать фототопографическую съемку для создания карт на альпийские территории. При проектировании топографических съемок с целью создания новой карты Австрийской империи одновременно с мензульной съемкой была запланирована и фототопографическая съемка. Учитывая это, греческое правительство пригласило полковника Гартля из Военно-географического института для создания карт с помощью фототопографической съемки.

В 1895 г. Е.Девиль издал в Канаде книгу о фотограмметрии "Фотографическая съемка", которая была переиздана в 1897 г., и в этом же году она была издана в России на русском языке.

В 1895-1896 гг. Ф.Н.Чернышев и академик Б.Б.Голицын провели фотограмметрические съемки на Новой Земле. В отчете о проведенных работах Б.Б.Голицын отметил, что, хотя фототопографическую съемку считают сложной и неудобной по сравнению с мензульной съемкой, она имеет преимущество во времени и в количестве измеряемых точек с одной постановки инструмента.

Фотограмтеодолит

В 1896 г. К.Коппе теоретически обосновал способ измерения углов по фотоснимкам, предложенный ранее Порро и получивший в дальнейшем название "принцип Порро-Коппе". Для измерения снимков по этому способу К.Коппе создал работающий по этому принципу фотограмметрический теодолит - фотограмтеодолит, который использовался небольшой период после первой мировой войны. Его конструкция сочетала фотокамеру и теодолит. Фотоснимок устанавливался в прикладной рамке камеры по координатным меткам. Прикладная рамка вращалась в своей плоскости и перемещалась относительно объектива для установки фокусного расстояния съемочной камеры. Наблюдение точек фотоснимка производилось через зрительную трубу, установленную перед объективом фотокамеры. Для измерения углов фотограмтеодолит был снабжен вертикальным и горизонтальным кругами. Чтобы измеренные углы не были искажены дисторсией объектива съемочной камеры необходимо, чтобы фотокамера имела тот же объектив, что был у съемочной камеры.

2 апреля 1896 г. на 1-м съезде русских деятелей по фотографическому делу К.И.Борисевич сделал доклад "О фотограмметрии", в котором отметил успехи фотограмметрии в странах Западной Европы и рекомендовал более широко применять ее для отечественных нужд. Съезд постановил разослать доклад в учреждения, от которых зависело внедрение фотограмметрии в нашей стране.

Р.Ю.Тиле

В конце 1896 г. начале 1897 г. инженер Министерства путей сообщений России Р.Ю.Тиле находился в командировке за границей, куда он был послан с целью изучения разработок в области фототопографии. Собранная информация об истории возникновения фототопографии в странах Европы и США, ее теоретических основах, конструкциях фототеодолитов, полевых и камеральных работах была им опубликована сначала в журнале МПС в 1897 г., N 4, 5, 6, а затем в 1898 г. в отдельной брошюре "Практическая фототопография (фотограмметрия)". Сам Тиле был назначен заведующим фототопографическими работами МПС.

В 1897 г. в русском фотографическом ежегоднике Дементьева была опубликована статья Н.Адрианова "Фотограмметрия или топографическая съемка местности фотографической камерой", где автор изложил элементарные понятия фототопографии и общий ход работ. В этом же году инженер Р.Н.Савельев сделал в РТО доклад, в котором впервые предложил применить воздушное фотографирование для целей железнодорожных изысканий. Доклад был опубликован в журнале "Железнодорожное дело" за 1897 г. В "Инженерном журнале", N 9 поручики Нат и Герман опубликовали статью "Телефотография с воздушного шара", где изложили преимущества телеобъективов для съемки с воздушного шара удаленных объектов. В этом же году Тиле совместно с инженером П.И.Щуровым выполнил фототопографическую съемку при изысканиях соединительной линии между Забайкальской и Маньчжурской железными дорогами. Съемка производилась фототеодолитом В.Полака (V.Polack). При составлении плана Р.Ю.Тиле использовал графические инструменты Паганини. Этот план с нанесенной проектируемой железнодорожной линией демонстрировался в 1900 г. на Парижской Всемирной выставке.

В 1898-1899 гг. Р.Ю.Тиле и П.И.Щуров произвели фотограмметрические съемки при изысканиях железных дорог в Закавказье. При этом использовались фототеодолиты Полака и Паганини. Осенью 1899 г. инженер П.И.Щуров произвел съемку при изысканиях Черноморской железной дороги, используя фототеодолит Полака.

Ф.Шеймпфлюг

В 1898 г. австриец Ф.Шеймпфлюг (Th.Scheimpflüg) разработал принципы трансформирования снимков с сохранением как геометрии построения изображения, так и его резкости по всей площади.

В 1899 г. С.Финстервальдер опубликовал труд " Геометрические основы фотограмметрии", повторно изданный в 1937 г. к 75-летию со дня рождения автора. В труде он изложил применение проективной геометрии в фотограмметрии и центральной проекции при съемках, а также теоретические основы взаимного и внешнего ориентирования пары снимков. В своих трудах он указывал, что воздушная фотосъемка должна использоваться в картографии как для исправления существующих карт, так и для составления новых.

В 1899 г. Г.Н.Шебуев и Н.Н.Веселовский (Россия) опубликовали брошюру "Геометрические основы фотограмметрии", в которой привели результаты исследования фотограмметрических измерений и отметили их невысокую точность. Р.Ю.Тиле в своем трехтомники, изданном позднее, указал, что такие результаты были получены из-за плохой устойчивости простой фотокамеры и невертикальности фотопластинки. При этом Р.Ю.Тиле рекомендовал повторить исследования, используя фототеодолит Полака, находившийся в то время в геодезическом музее Константиновского межевого института (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии).

С.А.Ульянин

В России в конце 90-х годов XIX в. между фотографами-любителями стал распространяться своеобразный вид спорта - фотографирование с высоты птичьего полета, для чего использовались воздушные змеи, отличающиеся простотой и дешевизной их изготовления. Наиболее широкое применение получили змеи коробчатой формы конструкции поручика С.А.Ульянина. Они были признаны в России лучшими и широко применялись в армии, т.к. обладали наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Прекрасных снимки получил С.С.Неждановский, который выполнил в 1899 г. съемки в Москве со змеев собственной и зарубежной конструкций.

В 1900 г. в Германии граф Цеппелин построил первый управляемый дирижабль, который использовали в качестве носителя съемочной аппаратуры.

В начале 20 в. в Германии инженер Мауль построил и опробовал первую ракетную систему для подъема фотоаппарата с форматом кадра 18х24 см. За счет работы двигателя ракета с фотоаппаратом поднималась примерно на половину высоты подъема, а далее она двигалась по инерции. При этом из поля зрения фотоаппарата уходило облако выхлопных газов. В момент прекращения подъема срабатывал затвор фотоаппарата и выталкивался парашют, на котором фотоаппарат спускался на землю. Эта система обеспечивала подъем фотоаппарата на высоту 500-1000 м.

 

Заставка   1   2   3   4   5   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz