В 1901 г. на 8-м съезде русских деятелей по водным путям Р.Ю.Тиле сделал доклад о выполненных им фототопографических съемках русел рек фотоаппаратом "панорамограф" собственной конструкции.

В 1902 г. В.Ф.Найденов начал читать курс фотограмметрии в Военно-инженерной академии, расположенной в это время в Санкт-Петербурге, офицерам Воздухоплавательного парка. В основу курса были положены законы перспективной геометрии.

В 1902-1903 гг. Р.Ю.Тиле произвел первую маршрутную фотосъемку, перемещая воздушный шар с панорамографом вдоль русла р. Припять в районе г. Мозырь. Положение фотоаппарата в момент съемки определялось геодезическими измерениями, а угла наклона фотоснимков по линии горизонта, изобразившейся на перспективных фотоснимках. Полученные снимки, он продемонстрировал на Виленском съезде инженеров водных путей весною 1904 г. Осенью 1904 г. Р.Ю.Тиле провел фотосъемку строительства Санкт-Петербургского порта и составил его план.

В 1903 г. С.Финстервальдер создал по воздушным снимкам карту с горизонталями в качестве практического подтверждения своих теоретических разработок в области фотограмметрической обработки снимков. В этом же году Е.Кольшюттер (Германия) предложил использовать стереофотограмметрическую съемку для определения характеристик волн. Летом 1904 г. двумя фототеодолитами, установленными на военном судне "Гиена", были проведены фотосъемки берегов, а также позиций маневрирующих судов. По полученным снимкам были составлены планы. С сентября 1904 г. по февраль 1905 г. В.Лаас (Германия) производил съемки морских волн с борта судна у берегов Чили с использованием фототеодолитов, созданных по указаниям А.Мейденбауэра. С учетом качки формат кадра был сделан не прямоугольным, а квадратным - 18х18 см.

В 1903 г. С.М.Соловьев включил раздел, посвященный фотограмметрии, в свой учебник "Курс низшей геодезии".

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. фотосъемки японских позиций проводили три воздухоплавательных полевых батальона русской армии. Одним из них командовал подполковник В.Ф.Найденов. Первое фотографирование в боевых условиях было выполнено 17 января 1905 г. поручиком Шлейснером. Съемки производились с привязных шаров и змеев фотоаппаратом капитана С.А.Ульянина. Полученные фотоснимки обладали отличным фотографическим качеством, однако из-за отсутствия соответствующих специалистов и фототрансформаторов для создания фотопланов, а также не подготовленности командования русской армии в этой области не позволили использовать их своевременно. В 1905 г. военное ведомство приобрело пять панорамографом Тиле, из которых четыре с принадлежащими к ним проекционными аппаратами, были отправлены в Харбин, куда они прибыли только после заключения мира. 25 октября 1905 г. В.Ф.Найденов использовал панорамограф для фотосъемки южных окраин г. Харбин с воздушного шара. Пятый панорамограф получило Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, командир которого капитан С.А.Ульянин использовал эту фотокамеру для составления планов местности.

С начала 1905 г. сотрудник Парижской полицейской префектуры Г.Бертильон (G.Bertillon) стал применять в следственной практике фотограмметрические методы под названием "Судебно-метрическая фотография".

В 1906 г. Е.Кольшюттер опубликовал результаты стереофотограмметрической съемки берегов и волн, проведенной с борта прусского экспедиционного судна "Планета". На Миланской воздухоплавательной выставке австрийский инженер-поручик А.Ранца (A.Ranza) продемонстрировал фотоснимки, полученные им с помощью фотокамеры собственной конструкции. Особый интерес вызвали фотоснимки восточной части Рима, полученные с высоты 500 м. Уиллер (Канада) провел фототопографическую съемку местности в Британской Колумбии, где проходит Канадская Тихоокеанская железная дорога. План был издан за подписью начальника Государственной съемки Е.Девиля. Инженер-капитан С.Трукк (Австрия) на заседании Общества инженеров и архитекторов в Вене сообщил о результатах использования стереофотограмметрической съемки при железнодорожных изысканиях в Тирольских Альпах и отметил, что полевые работы по сравнению с тахеометрической съемкой были выполнены в 25 раз быстрее.

2 декабря 1906 г. Р.Ю.Тиле сделал доклад на заседании Русского общества рыбоводства и рыболовства, где предложил произвести фототопографическую съемку северо-западного побережья Каспийского моря и устья Волги с целью упорядочения рыбных промыслов. Этот доклад под названием "О быстрой и точной съемке дельты р. Волги" был опубликован в "Вестнике рыбопромышленности", N 1, 1907. По расчетам автора по сравнению с принятыми методами работ экономия во времени будет в пять раз, а в средствах в двадцать пять раз.

В феврале 1907 г. в южной Австрии вблизи г. Пола были проведены опытные стереофотограмметрические съемки с целью определения дальности артиллерийских выстрелов.

Эд.Долежал

22 февраля 1907 г. в РТО Р.Ю.Тиле сделал доклад "О современном развитии фотограмметрии и стереофотограмметрии", который был опубликован в журнале "Железнодорожное дело", т. XXVI, N 23.

В 1907 г. В.Ф.Найденов написал первый в России учебник по воздушному фотографированию "Измерительная фотография и ее применение в воздухоплавании".

Достижения в области фотограмметрии получили широкое международное признание. В 1907 г. по предложению профессора Венского технического института Эд.Долежала (Ed.Dolezal) было основано Австрийское фотограмметрическое общество, которое в 1910 г. было преобразовано в Международное фотограмметрическое общество (МФО) с австрийской секцией.

26 марта 1908 г. С.А.Ульянин выступил в Николаевской инженерной академии с докладом "О пользовании фотографией с воздушных шаров и змеев для определения расстояний до различных предметов", в котором познакомил аудиторию с общим характером воздушной съемки, с результатами его личных трудов по фотограмметрии, применяемой в боевой обстановке и, особенно, для быстрого определения цели, для чего он разработал специальные номограммы и перспективные сетки и пояснил, как их использовать.

В 1908-1909 г.г. Тиле издал трехтомную монографию "Фототопография в современном развитии", в которой впервые в России в единой связности были описаны история развития фотограмметрии, ее теоретические основы, используемое съемочное и обрабатывающее оборудование, применение фотограмметрии в различных областях науки и техники.

М.Гассер

К.Пульфрих

7 октября 1909 г. по предложению М.Гассера (M.Gasser) был создан научный Союз фотограмметристов Германии, в который вошли члены Общественных курсов стереофотограмметристов, организованных в Йене научным сотрудником фирмы "Карл Цейсс" (Carl Zeiss) К.Пульфрихом (C.Pulfrich). В качестве немецкой секции этот Союз в 1911 г. вступил в МФО. После 1-й мировой войны во многих странах стали возникать национальные фотограмметрические общества (НФО), вступавшие в МФО.

В 1910 г. С.М.Соловьев опубликовал брошюру "О стереофотограмметрии".

В начале 1911 г. Тиле выступил на заседании Археологического общества с докладом "Приложение фотограмметрии к изучению памятников старины" в связи с предстоящим ремонтом здания Исторического музея, а также на заседании Общества любителей естествознания с докладом "Фотограмметрия и ее приложение в географии и естествознании".

В 1912 г. в России была издана книга В.Залемана "Фототеодолитная съемка при железнодорожных изысканиях". Хотя в нашей стране были выступления и доклады, публиковались работы по фотограмметрии, в военных летных школах читались курсы по воздушной съемке, подготовки специалистов в этой области в гражданских вузах не производилось. В Московском межевом институте в курсе по низшей геодезии студентов знакомили только с азами наземной фотограмметрической съемки.

Необходимо отметить, что до конца 19 века во всех странах при фототопографических работах для определения координат точек местности по фотоснимкам и составления планов использовался принцип прямой засечки. Т.к. для повышения точности определения координат базис фотографирования должен быть достаточно длинным, на фотоснимках, полученных с концов такого базиса, было трудно опознать одинаковые точки местности. Это было одной из причин, которые тормозили широкое использование фототопографических съемок. Более благоприятным было определение таких точек на фотоснимках архитектурных сооружений, что объясняет успешное проведение работ А.Мейденбауэром. Решением задачи уверенной идентификации соответственных точек на паре фотоснимков явилось использование стереоскопического зрения, что еще в 1892 г. предлагал Ф.Штольц (Германия). Однако произошло это в начале XX века. Были разработаны стереофотограмметрические приборы и теоретические основы обработки стереопар фотоснимков. В результате упростилось создание планов местности и повысилась точность фотограмметрических измерений.

Несмотря на успешные опыты выполнения воздушных фотосъемок с привязных и свободно летящих шаров, а также воздушных змеев, в течение полувека широкого производственного применения такие фотосъемки не нашли. Это объяснялось тем, что шар и змей не обеспечивали быстрое перемещение фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как фотокамеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки и методов обработки воздушных снимков. Появились названия "аэрофотосъемка", "аэрофотоаппарат", "аэрофотография", "аэрофотоснимок", "аэрофотогеодезия", "аэрофотограмметрия". С целью автоматизации и ускорения обработки аэроснимков стали создавать различные фотограмметрические приборы. Можно считать, что появление самолета создало стремительное ускорение в развитии фотограмметрии. Например, в 1913 г. на конгрессе Международного фотограмметрического общества в Вене капитан Тардиво (Италия) сделал сообщение о применении полученных с самолета фотоснимков для картографических целей, а на выставке демонстрировался фотоплан г. Бенгази (Ливия), смонтированный из аэрофотоснимков.

 

3. Зарождение аэрофотосъемки и аэрофотограмметрии в России

11 ноября 1910 г. в России в Севастополе открылась офицерская школа летчиков под командованием полковника С.И.Одинцова, а 1 мая 1911 г. аналогичная школа открылась в Гатчине под Санкт-Петербургом под командованием подполковника С.А.Ульянина, который в 1910 г. получил во Франции диплом пилота. Летчики Севастопольской школы выполнили первые опытные фотосъемки с самолета осенью 1910 г. С самолета, управляемого известным русским летчиком, получившим диплом пилота во Франции штабс-капитаном Б.В.Матыевичем-Мацеевичем, лейтенант Дыбовский на высоте 250 м произвел перспективную киносъемку местности в районе аэродрома. Два кадра были опубликованы в журнале "Вестник воздухоплавания" за 1910 г. Эти снимки интересны еще тем, что, кроме местности, на одном из них виден летящий самолет и его тень на земле, а второй был сделан сквозь вращающийся пропеллер. В этом журнале также сообщалось, что в Морском собрании авиатор школы поручик В.Ф.Гельгар прочитал лекцию о боевом применении фотографии. Он же в 1910 г. провел киносъемку с самолета участков побережья пролива Босфор.

3 января 1911 г. Гельгар сделал доклад в Обществе ревнителей военных знаний и продемонстрировал фотоснимки, полученные с помощью сконструированной им самим кинокамерой "Разведчик". В апреле прошел 1-й Всероссийский съезд воздухоплавателей, на котором председательствовал член-корреспондент Санкт-Петербургской АН Н.Е.Жуковский, а его заместителем был В.Ф.Найденов. Съезд наметил дальнейшие пути развития авиации и аэрофотосъемки в России. 15-16 июля поручики Е.В.Руднев и Фирсов производили экспериментальные фотосъемки с самолета. С 28 августа по 4 сентября в маневрах Петербургского и Варшавского военных округов впервые участвовали военные летчики, которые фотографировали войска с самолетов. 14 сентября подполковник М.В.Агапов с самолета, управляемого поручиком Е.В.Рудневым, сфотографировали окрестности Гатчины и Царского Села.

В октябре 1912 г. во время Балканской войны болгарским летчиком П.Таракчиевым, окончившим в России Гатчинскую летную школу, была выполнена первая фотосъемка с самолета в условиях военного времени с целью разведки. Он произвел аэросъемку района г. Свиленград фотоаппаратом Ульянина. 21 декабря 1912 г. три его фотоснимка были опубликованы в английской газете "The Illustrated London News". В этой войне участвовали русские летчики-добровольцы, которые использовали воздушное фотографирование в целях разведки. В начале 1914 г. их наградили орденами Болгарии.

10-11 августа 1913 г, во время первого группового перелета по маршруту Киев-Остер-Нежин-Киев под руководством талантливого русского летчика П.Н.Нестерова была произведена киносъемка с целью определения возможностей использования обычного киноаппарата для воздушной разведки.

 

Заставка   1   2   3   4   5   6   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz