В
1929 г. Гостехбюро "Аэрофотосъемка" получило заказ на аэросъемку
территории в пойме Москвы-реки. После закрытия сельскохозяйственной выставки
на этой территории было запланировано создание Парка культуры и отдыха им.
М.Горького. Руководителем работ был назначен Н.Н.Веселовский, только что
прибывший из США, куда он был командирован с целью ознакомления с
аэросъемочными работами. Аэросъемка в масштабе 1:2500 была выполнена 23-24
июня летчиком К.Е.Дедушенко и аэросъемщиком Н.М.Саранцевым на самолете
"Дорнье". Была использована предоставленная ВТУ
"Гросс-камера" Цейсса с фокусным расстоянием 50 см и форматом кадра
24х30 см. Аэронегативы были трансформированы по зонам и изготовлен фотоплан в
масштабе 1:2000, на который нанесли горизонтали с помощью мензульной съемки. В
1929 г В.Ф.Дейнеко разработал аналитический вариант фототриангуляции, который
стал применяться при аэрофотогеодезических работах. Разработки отечественных ученых
в области фототриангуляции привели к тому, что в дальнейшем в нашей стране
она заменила сплошную привязку аэроснимков. В этом же году впервые при
аэросъемке был применен дифференцированный барометр-статоскоп, аналогичный
высотомеру Менделеева.
В
1929-1934 гг. завод "Аэрогеоприбор" выпустил несколько экземпляров надир-триангулятора Дробышева,
предназначенного для построения сетей плановой графической фототриангуляции. Фирма
К.Цейсс выпустила для этих целей "радиалтриангулятор". В
1929 г. ММИ выпустил сборник переводных статей по наземной
стереофотограмметрической съемке под редакцией Н.М.Алексапольского. В 1930 г.
в своей книге "Курс геодезии" Н.М.Алексапольский в отделе
"фототопография" поместил раздел о наземной
стереофотограмметрической съемке. В 1929-1937 гг. с помощью наземной
стереофотограмметрической съемки были созданы карты масштаба 1:100000 на
территории Памира в несколько десятков тысяч квадратных километров. В 1930 г.
Центральным научно-исследовательским бюро (ЦНИМБ) на горе Магнитной были
проведены первые опыты по применению наземной стереофотограмметрической
съемки в горном деле. Однако из-за неправильного расположения базисов
фотографирования они дали отрицательные результаты, что на шесть лет
задержало проведение подобных работ. В
20-30-е годы в разных странах, кроме самолетов, использовались дирижабли. В
нашей стране они также строились, но для аэросъемки не использовались. Однако
в начале 30-х годов наши северные территории были сфотографированы с
дирижабля "Граф Цеппелин", зафрахтованного в Германии для
аэросъемки Земли Франца Иосифа, Северной Земли и полуострова Таймыр. Немецкий
экипаж перевыполнил задание, сфотографировав все наше побережье от Кольского
полуострова до Чукотки. Полученные аэроснимки немецкий военно-морской флот
использовал во время войны. В
течение 30-х гг. аэросъемку начинают выполнять на отечественных самолетах К-4
конструкции Калинина, Р-5 и ПО-2, заменяя ими устаревшие зарубежные самолеты
типа "Дорнье", "Юнкерс", "Меркурий". С конца
30-х годов и до 1946 г. основным самолетом при аэросъемке в средних и мелких
масштабах становится двухмоторный самолет ПС-41.
15-17 марта 1930 г. в Ленинграде было
проведено 2-е Всесоюзное совещание по аэросъемке, на котором выступили Н.М.Алексапольский,
Ф.В.Дробышев, Г.Ф.Гапочко. Совещание рекомендовало с целью получения
топографических карт на всю территорию страны провести мелкомасштабное
картографирование. В этом году аэросъемочные отделы обществ
"Добролет" и "Укрвоздухпуть" были объединены в
Государственное аэросъемочное предприятие "Госаэрофотосъемка",
переданное в ведение Главного геодезического комитета, преобразованного вскоре
в Главное геодезическое управление (ГГУ). Филиалы
"Госаэрофотосъемки" остались на Украине и в Средней Азии. В течение
1930 г. "Госаэрофотосъемка" выполнила почти столько же
аэросъемочных работ, сколько их было произведено за 1925-1929 гг. В 1930 г. ММИ был разделен на два
вуза: геодезический и землеустроительный. На базе геодезического отделения института был создан Московский
геодезический институт (МГИ), а на базе землеустроительного отделения -
Московский институт землеустройства (МИЗ). В учебнике по геодезии, изданном
под редакцией Красовского, был опубликован раздел "Фотограмметрия",
написанный Алексапольским. В
1930 г. А.С.Скиридов изложил метод
продолжении, позволяющий обрабатывать на УСП последовательные стереопары
в маршруте, а также впервые предложил использовать светящуюся цветную
измерительную марку, которая была установлена на стереоуниверсале, выпущенном
в небольшом количестве в 1931-1935 гг. В
1930-1931 гг. ВТУ приступило к созданию карт в масштабах 1:50000 и 1:100000.
С целью ускорения работы, особенно при съемках в необжитых и трудно доступных
районах, сотрудниками ВТУ Г.Ф.Гапочкой, Ф.Я.Герасимовым и другими был
разработан "способ ВТО"
(Военно-топографический отдел), при котором рисовка горизонталей выполнялась
на аэроснимках под стереоскопом по пикетным точкам. Отметки последних
определялись либо в поле, либо упрощенными приемами фотограмметрического
сгущения в пределах стереопары. В этом способе объем полевых работ был
большой, да и его точность удовлетворяла только мелкомасштабным картам. В 1930-1935 гг. было налажено
отечественное производство высокочувствительной аэрофотопленки и фотобумаги,
а также разнообразных фотохимикатов.
5-10 февраля 1931 г. в Ленинграде было
проведено 3-е Всесоюзное совещание по аэросъемке. В совещании приняли участие представители ГГУ,
ВТУ, Управления ВВС, Госаэросъемки, ГИГК, ЛО ГИГК, МГИ и других организаций,
связанных своей деятельностью с аэросъемкой и обработкой аэросъемочных
материалов. Среди представителей этих организаций были академик А.Е.Ферсман,
В.С.Цвет-Колядинский, Н.М.Алексапольский, Н.Н.Веселовский, Ф.В.Дробышев, В.Н.Чуриловский,
А.И.Тудоровский, А.С.Чеботарев, А.И.Сухов
(будущий директор ЦНИИГАиК, завкафедрой аэросъемки, завкафедрой
фотограмметрии, декан аэрофотогеодезического факультета и завкафедрой
организации производства МИИГАиК), М.С.Муравьев (будущий доцент кафедры
фотограмметрии и директор МИИГАиК) и другие. На совещании была рассмотрена
работа ЛО ГИГК и Госаэрофотосъемки. Было рекомендовано ЛО ГИГК проводить в
первую очередь самые актуальные научно-исследовательские работы, касающиеся
методики и технологии выполнения аэросъемки, создания отечественного
аэросъемочного оборудования, применения аэросъемки не только в целях
картографии, но и в интересах различных ведомств, в частности для лесного
хозяйства и геологоразведочных работ. В отношении Госаэрофотосъемки был
отмечен рост объема работ на 306% по сравнению с 1929 г. и улучшения
качества. Для выполнения плана 1931 г., который на 284% превышал план 1930
г., было рекомендовано устранить диспропорцию между темпами развития
научно-исследовательских и производственных работ. Совещание отметило
своевременность передачи самолетно-моторного парка из ГВФ в ведение
Госаэрофотосъемки. С целью скорейшего освобождения от импортной зависимости
просить ВСНХ СССР увеличить финансирование научно-исследовательских работ в ЛО
ГИГК и организацию завода по производству опытного и серийного аэросъемочного
оборудования. По вопросу подготовки кадров было рекомендовано созвать
специальное совещание. В
1931 г. ЛО ГИГК было преобразовано в
Научно-исследовательский институт аэрофотосъемки. В этом же году
Наркомзем РСФСР создал Управление сельскохозяйственной аэросъемки
"Сельхозаэросъемка" на правах хозрасчетного производственного
предприятия. Задачей этой организации было выполнение аэросъемки и создание
картографических материалов сельскохозяйственного назначения, в основном, в
масштабах 1:10000 и 1:25000. В 1931 г. в Московском институте
инженеров землеустройства был организован кабинет аэрофотосъемки, который в
1937 г. был преобразован в кафедру аэрофотогеодезии. В
1931 г. в ГИГК был создан топографический
аэрофотоаппарат НАШ-1 с фокусным расстоянием 21 см и форматом кадра 18х18
см. В этом же году были изданы: книга М.Д.Бонч-Бруевича
"Аэрофотосъемка", в которой было подробно описано применение и
организация аэросъемочных работ; книга П.П.Соколова "Материалы к курсам
проективной геометрии и контурной аэросъемки"; книга Д.А.Сольского
"Аэрофотография". С
1931 г. по 1935 г. происходит широкое освоение аэрофотогеодезическим
производством контурной и комбинированной съемок при создании карт масштабов
1:10000 и 1:25000. За этот же период было проведаны аэрофотогеодезические
работы с целью обеспечения картографическими материалами строительства
Беломорканала, канала имени Москвы, Байкала-Амурской железнодорожной
магистрали, "Большой Волги". Например, для составления проекта
строительства канала Москва-Волга Госаэрофотосъемка выполнило в апреле 1932
г. аэросъемку зеркала Москвы-реки и ее бассейна в момент наивысшего разлива.
Аэросъемку в масштабе 1:2500 фотокамерой К-1 с высоты около 500 м произвели
летчик Арцеулов и аэросъемщик Саранцев на самолете "Юнкерс-21".
Фотограмметрическая обработка аэроснимков была выполнена в Московском
аэрогеодезическом предприятии под руководством его главного инженера Дейнеко. |