В 1929 г. Гостехбюро "Аэрофотосъемка" получило заказ на аэросъемку территории в пойме Москвы-реки. После закрытия сельскохозяйственной выставки на этой территории было запланировано создание Парка культуры и отдыха им. М.Горького. Руководителем работ был назначен Н.Н.Веселовский, только что прибывший из США, куда он был командирован с целью ознакомления с аэросъемочными работами. Аэросъемка в масштабе 1:2500 была выполнена 23-24 июня летчиком К.Е.Дедушенко и аэросъемщиком Н.М.Саранцевым на самолете "Дорнье". Была использована предоставленная ВТУ "Гросс-камера" Цейсса с фокусным расстоянием 50 см и форматом кадра 24х30 см. Аэронегативы были трансформированы по зонам и изготовлен фотоплан в масштабе 1:2000, на который нанесли горизонтали с помощью мензульной съемки.

В 1929 г В.Ф.Дейнеко разработал аналитический вариант фототриангуляции, который стал применяться при аэрофотогеодезических работах. Разработки отечественных ученых в области фототриангуляции привели к тому, что в дальнейшем в нашей стране она заменила сплошную привязку аэроснимков. В этом же году впервые при аэросъемке был применен дифференцированный барометр-статоскоп, аналогичный высотомеру Менделеева.

Надир-триангулятор Дробышева

Радиалтриангулятор Цейсса

В 1929-1934 гг. завод "Аэрогеоприбор" выпустил несколько экземпляров надир-триангулятора Дробышева, предназначенного для построения сетей плановой графической фототриангуляции. Фирма К.Цейсс выпустила для этих целей "радиалтриангулятор".

В 1929 г. ММИ выпустил сборник переводных статей по наземной стереофотограмметрической съемке под редакцией Н.М.Алексапольского. В 1930 г. в своей книге "Курс геодезии" Н.М.Алексапольский в отделе "фототопография" поместил раздел о наземной стереофотограмметрической съемке. В 1929-1937 гг. с помощью наземной стереофотограмметрической съемки были созданы карты масштаба 1:100000 на территории Памира в несколько десятков тысяч квадратных километров. В 1930 г. Центральным научно-исследовательским бюро (ЦНИМБ) на горе Магнитной были проведены первые опыты по применению наземной стереофотограмметрической съемки в горном деле. Однако из-за неправильного расположения базисов фотографирования они дали отрицательные результаты, что на шесть лет задержало проведение подобных работ.

В 20-30-е годы в разных странах, кроме самолетов, использовались дирижабли. В нашей стране они также строились, но для аэросъемки не использовались. Однако в начале 30-х годов наши северные территории были сфотографированы с дирижабля "Граф Цеппелин", зафрахтованного в Германии для аэросъемки Земли Франца Иосифа, Северной Земли и полуострова Таймыр. Немецкий экипаж перевыполнил задание, сфотографировав все наше побережье от Кольского полуострова до Чукотки. Полученные аэроснимки немецкий военно-морской флот использовал во время войны.

В течение 30-х гг. аэросъемку начинают выполнять на отечественных самолетах К-4 конструкции Калинина, Р-5 и ПО-2, заменяя ими устаревшие зарубежные самолеты типа "Дорнье", "Юнкерс", "Меркурий". С конца 30-х годов и до 1946 г. основным самолетом при аэросъемке в средних и мелких масштабах становится двухмоторный самолет ПС-41.

К-4

Р-5

ПО-2

ПС-41

15-17 марта 1930 г. в Ленинграде было проведено 2-е Всесоюзное совещание по аэросъемке, на котором выступили Н.М.Алексапольский, Ф.В.Дробышев, Г.Ф.Гапочко. Совещание рекомендовало с целью получения топографических карт на всю территорию страны провести мелкомасштабное картографирование. В этом году аэросъемочные отделы обществ "Добролет" и "Укрвоздухпуть" были объединены в Государственное аэросъемочное предприятие "Госаэрофотосъемка", переданное в ведение Главного геодезического комитета, преобразованного вскоре в Главное геодезическое управление (ГГУ). Филиалы "Госаэрофотосъемки" остались на Украине и в Средней Азии. В течение 1930 г. "Госаэрофотосъемка" выполнила почти столько же аэросъемочных работ, сколько их было произведено за 1925-1929 гг.

В 1930 г. ММИ был разделен на два вуза: геодезический и землеустроительный. На базе геодезического отделения института был создан Московский геодезический институт (МГИ), а на базе землеустроительного отделения - Московский институт землеустройства (МИЗ). В учебнике по геодезии, изданном под редакцией Красовского, был опубликован раздел "Фотограмметрия", написанный Алексапольским.

В 1930 г. А.С.Скиридов изложил метод продолжении, позволяющий обрабатывать на УСП последовательные стереопары в маршруте, а также впервые предложил использовать светящуюся цветную измерительную марку, которая была установлена на стереоуниверсале, выпущенном в небольшом количестве в 1931-1935 гг.

В 1930-1931 гг. ВТУ приступило к созданию карт в масштабах 1:50000 и 1:100000. С целью ускорения работы, особенно при съемках в необжитых и трудно доступных районах, сотрудниками ВТУ Г.Ф.Гапочкой, Ф.Я.Герасимовым и другими был разработан "способ ВТО" (Военно-топографический отдел), при котором рисовка горизонталей выполнялась на аэроснимках под стереоскопом по пикетным точкам. Отметки последних определялись либо в поле, либо упрощенными приемами фотограмметрического сгущения в пределах стереопары. В этом способе объем полевых работ был большой, да и его точность удовлетворяла только мелкомасштабным картам.

В 1930-1935 гг. было налажено отечественное производство высокочувствительной аэрофотопленки и фотобумаги, а также разнообразных фотохимикатов.

А.И.Сухов

М.С.Муравьев

5-10 февраля 1931 г. в Ленинграде было проведено 3-е Всесоюзное совещание по аэросъемке. В совещании приняли участие представители ГГУ, ВТУ, Управления ВВС, Госаэросъемки, ГИГК, ЛО ГИГК, МГИ и других организаций, связанных своей деятельностью с аэросъемкой и обработкой аэросъемочных материалов. Среди представителей этих организаций были академик А.Е.Ферсман, В.С.Цвет-Колядинский, Н.М.Алексапольский, Н.Н.Веселовский, Ф.В.Дробышев, В.Н.Чуриловский, А.И.Тудоровский, А.С.Чеботарев, А.И.Сухов (будущий директор ЦНИИГАиК, завкафедрой аэросъемки, завкафедрой фотограмметрии, декан аэрофотогеодезического факультета и завкафедрой организации производства МИИГАиК), М.С.Муравьев (будущий доцент кафедры фотограмметрии и директор МИИГАиК) и другие. На совещании была рассмотрена работа ЛО ГИГК и Госаэрофотосъемки. Было рекомендовано ЛО ГИГК проводить в первую очередь самые актуальные научно-исследовательские работы, касающиеся методики и технологии выполнения аэросъемки, создания отечественного аэросъемочного оборудования, применения аэросъемки не только в целях картографии, но и в интересах различных ведомств, в частности для лесного хозяйства и геологоразведочных работ. В отношении Госаэрофотосъемки был отмечен рост объема работ на 306% по сравнению с 1929 г. и улучшения качества. Для выполнения плана 1931 г., который на 284% превышал план 1930 г., было рекомендовано устранить диспропорцию между темпами развития научно-исследовательских и производственных работ. Совещание отметило своевременность передачи самолетно-моторного парка из ГВФ в ведение Госаэрофотосъемки. С целью скорейшего освобождения от импортной зависимости просить ВСНХ СССР увеличить финансирование научно-исследовательских работ в ЛО ГИГК и организацию завода по производству опытного и серийного аэросъемочного оборудования. По вопросу подготовки кадров было рекомендовано созвать специальное совещание.

В 1931 г. ЛО ГИГК было преобразовано в Научно-исследовательский институт аэрофотосъемки. В этом же году Наркомзем РСФСР создал Управление сельскохозяйственной аэросъемки "Сельхозаэросъемка" на правах хозрасчетного производственного предприятия. Задачей этой организации было выполнение аэросъемки и создание картографических материалов сельскохозяйственного назначения, в основном, в масштабах 1:10000 и 1:25000.

В 1931 г. в Московском институте инженеров землеустройства был организован кабинет аэрофотосъемки, который в 1937 г. был преобразован в кафедру аэрофотогеодезии.

В 1931 г. в ГИГК был создан топографический аэрофотоаппарат НАШ-1 с фокусным расстоянием 21 см и форматом кадра 18х18 см. В этом же году были изданы: книга М.Д.Бонч-Бруевича "Аэрофотосъемка", в которой было подробно описано применение и организация аэросъемочных работ; книга П.П.Соколова "Материалы к курсам проективной геометрии и контурной аэросъемки"; книга Д.А.Сольского "Аэрофотография".

С 1931 г. по 1935 г. происходит широкое освоение аэрофотогеодезическим производством контурной и комбинированной съемок при создании карт масштабов 1:10000 и 1:25000. За этот же период было проведаны аэрофотогеодезические работы с целью обеспечения картографическими материалами строительства Беломорканала, канала имени Москвы, Байкала-Амурской железнодорожной магистрали, "Большой Волги". Например, для составления проекта строительства канала Москва-Волга Госаэрофотосъемка выполнило в апреле 1932 г. аэросъемку зеркала Москвы-реки и ее бассейна в момент наивысшего разлива. Аэросъемку в масштабе 1:2500 фотокамерой К-1 с высоты около 500 м произвели летчик Арцеулов и аэросъемщик Саранцев на самолете "Юнкерс-21". Фотограмметрическая обработка аэроснимков была выполнена в Московском аэрогеодезическом предприятии под руководством его главного инженера Дейнеко.

 

Заставка   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz