В начале 20-х гг. Аэрофотограмметрическая школа ВВФ
и Аэрофототопографический отряд ВТУ оказывали помощь ММИ в становлении курсу
фотограмметрии. Они предоставлял аэроснимки, фотопланы, приборы и
инструменты, летные средства для выполнения съемок с научно-учебной целью. В
1921 г. была выполнена аэросъемка площади размером 9 кв. км на научно-опытном
аэродроме ВВФ с целью отработки методики контурной съемки. Эта работа
демонстрировалась в 1922 г. на выставке, устроенной в ММИ по случаю первого
Всероссийского Геодезического съезда. В 1923-1924 гг. в ВТУ вместо
аэрофототопографического отряда геодезического отдела создается
самостоятельный аэрофототопографический отдел, который должен был выполнять
топографические съемки с использованием аэросъемки и фотограмметрии. В 1924
г. в ВТУ были проведены опытные работы по съемке контуров и рельефа с
использованием контурно-комбинированной съемки, а в 1925 г. уже перешли к
производственному применению этого вида съемки. В результате к 1930 г.
контурно-комбинированная съемка у военных топографов стала основной при
создании карт в масштабе 1:25000.
Период
с 1923 г. по 1930 г. можно считать периодом становления отечественной
гражданской аэросъемки. 17 октября 1923 г. Бонч-Бруевича как беспартийного
освободили от должности руководителя ВГУ и перевели на должность главного
руководителя всех работ, которую он исполнял до 7 апреля 1924 г. С 1 марта
1924 г. Бонч-Бруевич становится руководителем отдела аэрофотосъемки акционерного
Российского общества Добровольного воздушного флота "Добролет"
(организовано 17 марта 1923 г.), который он возглавлял до 31 октября 1928 г.
В результате переговоров в ВСНХ 9 сентября 1925 г. отдел аэросъемки
переименовывается в Государственное техническое бюро
"Аэрофотосъемка" при ВСНХ, что позволило вести на коммерческой
основе аэросъемочные работы для нужд государственного хозяйства.
Летно-съемочными работами руководил В.С.Цвет-Колядинский,
фотограмметрическими и дешифровочными - П.П.Соколов, фотографическими -
Д.А.Сольский, геодезическими - последовательно Н.М.Алексапольский,
Н.Н.Степанов, В.М.Платон, Н.Н.Веселовский. Все они, в основном, получили
образование в ММИ.
Вначале
бюро располагало сильно изношенным самолетом "Румплер", одним
аэрофотоаппаратом Потте без аэрофотоустановки, трансформатором и стереоскопом
Соколова, примитивным фотолабораторным оборудованием. В 1924 г. общество
"Добролет" выделило денежные средства, а через ВСНХ были получены
лицензии на приобретение оборудования за рубежом. К весне 1925 г. бюро
располагало двумя самолетами "Дорнье-Комета II", двумя
аэрофотоаппаратами К-1 Кодак
(США), одним аэрофотоаппаратом RMK Цейсс (Германия), двумя трансформаторами
Люфтбильд и одним трансформатором Руссиля, полным комплектом
фотолабораторного оборудования, большим количеством аэрофотопленки,
фотобумаги, фотохимикалиев. Затем бюро приобрело третий самолет - первый
отечественный пассажирский АК-1. Аэрофотоаппарат К-1 был первым полностью
автоматизированным аэрофотоаппаратом, выпущенным в 1918 г. фирмой Кодак и был
предназначен для разведывательной съемки. Он имел два длиннофокусных конуса
30 и 50 см, прямоугольный формат кадра 18х24 см и шторно-щелевой затвор.
Выравнивание фотопленки выполнялось с помощью вакуума. В нашей стране
длиннофокусные конусы были заменены среднефокусными 21 и 25 см. Прикладная
рамка была переделана под формат 18х18 см и установлены координатные метки.
После появления отечественного объектива Руссар-1 его установили на
аэрофотоаппарате и одновременно заменили шторно-щелевой затвор на центральный
междулинзовый. После этого ему дали название МАК-1 (модернизированный К-1).
Он широко использовался в нашей стране при аэросъемке для картографических
целей до 1934 г., когда был создан аналогичный отечественный аэрофотоаппарат
АФА-13. На
самолетах "Дорнье" работали летчик К.Е.Дедушенко, возглавлявший
летный сектор, с аэросъемщиком В.К.Лебедевым, возглавлявшим аэросъемочный
сектор, и летчик М.С.Бабушкин с аэросъемщиком Н.Д.Богомоловым. На самолете
АК-1 работали летчик В.И.Трофимов с аэросъемщиком Н.М.Саранцевым. В составе
летного сектора был Г.П.Власов, работавший вначале механиком, а потом
летчиком. Опыт ориентирования, полученный им во время прокладки аэросъемочных
маршрутов, помог ему в 1938 г. при спасении полярников, терпящих бедствие на
дрейфующей станции "Северный полюс - 1". После взлета с ледокола
"Таймыр" Г.П.Власов быстро и точно нашел не только льдину со
станцией и сообщил на ледокол ее местоположение, но и самолет И.И.Черевичного,
вылетевшего на поиски ранее с другого судна. Об этом пишут в своих
книгах-воспоминаниях начальник СП-1 И.Д.Папанин и радист Э.Т.Кренкель. Здесь
нужно отметить несправедливость упрека Н.М.Саранцева, который он делает в
своей статье И.Д.Папанину и другим, что они не вспоминали о Г.П.Власове. С 15 октября 1924 г.
приказом Реввоенсовета СССР в Военно-инженерной академии был закрыт
геодезический факультет, а в ММИ было организовано военно-геодезическое
отделение на правах факультета, на котором осуществлялась подготовка военных
геодезистов. Для них Н.М.Алексапольский читал курс фотограмметрии. В конце
1924 г. Центральная штатная комиссия РКИ признала своевременным создание в
ММИ специализации фототопография. 24 апреля 1925 г. Алексапольскому было
присуждено звание профессора по фотограмметрии, а 25 апреля 1925 г. приказом
по ММИ он был назначен на должность профессора и приступил к формированию
кафедры фотограмметрического профиля. Н.М.Алексапольский в своей статье [4]
пишет, что в 1925-1926 учебном году "вместо предмета фотограмметрия на
факультете была объявлена кафедра по фототопографии и учреждена
фототопографическая специализация". К конце 1926 г. на кафедре были
организованы два кабинета: фототопографический и аэрофотосъемочный. Оба
кабинета были оборудованы с расчетом, что будут использованы как в учебных
целях, так и научно-исследовательских в работах. К преподаванию на кафедре
были привлечены работники производства, что, как отмечает Алексапольский,
создавала трудности в их педагогической деятельности. На кафедре, кроме
Н.М.Алексапольского, преподавали В.С.Цвет-Колядинский, П.П.Соколов,
Б.В.Недзвецкий, а также начали педагогическую деятельность будущие профессоры
кафедры А.С.Скиридов, Ф.В.Дробышев, Н.Я.Бобир, Н.Н.Веселовский.
В
июле 1925 г. для приобретения практического опыта сотрудниками Гостехбюро
"Аэрофотосъемка" под руководством Н.М.Алексапольского была
проведена первая опытная аэросъемка в
картографических целях в районе г. Можайска на площади 400 кв. км в
масштабах от 1:2000 до 1:7000 при высотах фотографирования не выше 2800 м.
Задачей ее проведения являлся поиск наилучших путей и возможностей создания
планов по аэрофотоснимкам при помощи контурной и комбинированной съемок.
Сфотографированная территория представляла собой геодезический полигон с
густой сетью маркированных опорных точек. После аэросъемки каждый аэроснимок
с помощью полевых измерений обеспечивался четырьмя трансформационными
точками. Смонтированные фотопланы сравнивались с планшетами наземной
топографической съемки, выполненной опытными топографами ВГУ. Результаты
сравнения показали преимущество аэрофотограмметрических методов съемки перед
полевой съемкой. В
1925 г. под руководством П.М.Орлова и В.М.Платона была выполнена опытная аэросъемка лесов в Тверской губернии
на площади около 520 кв. км в масштабе 1:8000. На основе существовавших
планшетов наземной съемки лесных кварталов по аэроснимкам были изготовлены
фотосхемы в масштабе 1:8400. Такой масштаб был выбран, чтобы можно было
сравнивать фотосхемы с существовавшими картами, которые изготавливались в
прежней системе мер. В данном случае 1 дюйму на карте соответствовало 100
саженей на местности. В результате было отмечено, что аэрофотограмметрическая
съемка ускоряет производство лесоустроительных работ, т.к. она позволяет
получить картографические материалы, несущие большое количество информации. В
1925 г. на Украине было создано общество ''Укрвоздухпуть", в котором был
организован аэрофотосъемочный отдел, взявший на себя выполнение аэросъемки
для нужд землеустройства. В 1925-1937 гг. для составления топографических
карт в масштабах 1:25000 и 1:100000 на большие территории Кавказа и Памира
была применена наземная стереофотограмметрическая съемка. Обработка снимков
была выполнена на стереоавтографе Орель-Цейсса. В результате было отмечено,
что этот вид съемки в горных районах является более производительным и
экономически выгодным по сравнению с мензульной съемкой. С 1925 г. по 1930 г. основным видом
работ, выполнявшимся Гостехбюро, была контурная съемка, заключающаяся
в монтировании фотосхем и фотопланов, которые использовались либо как
самостоятельный вид проекции, либо для исправления контурной нагрузки
существующих планов и карт. Кроме того, сотрудники бюро вели
научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность с целью
совершенствования всех процессов контурной съемки. Одновременно
отрабатывалась технология создания карт с помощью контурно-комбинированной
съемки, которую позднее назвали комбинированной съемкой. Состоявшееся в 1928
г. 3-е геодезическое совещание признало
контурно-комбинированную съемку в качестве одного из основных видов
топографических съемок, и с начала 30-х годов она стала широко
применяться наравне с мензульной съемкой. С середины 20-х гг. в нашей стране стали осваивать
универсальный метод создания топографических карт по аэроснимкам. Разработке
универсального метода способствовала
работа Н.Г.Келля "Пространственная обратная засечка в
фотограмметрии", в которой впервые в
нашей стране излагались теоретические основы построения пространственной обратной засечки по
аэроснимкам методом итераций с использованием приближенных значений элементов
внешнего ориентирования (1926 г.), а также труды А.С.Скиридова по
аналитическому решению задачи взаимного ориентирования стереопары аэроснимков
(1928 г.). Однако в эти годы универсальный метод не нашел в нашей стране
производственного применения, т.к. опирался на импортный прибор -
стереопланиграф, а отечественные УСП еще не были созданы. В
1926 г. на геодезическом отделении ММИ
начинается обучение студентов по специализации "фототопография",
а при кафедре фототопографии создается аэрофотосъемочный
кабинет. В 1927 г. на военно-геодезическом отделении ММИ была
организована специализация по
фотограмметрии. В
1926 г. А.Н.Ширяев сконструировал специальную
аэрофотоустановку с пневматическими амортизаторами. В этом же году она
демонстрировалась на Парижской выставке и получила высокую оценку. Подобную
аэрофотоустановку фирма К.Цейсс стала выпускать с 1927 г. В
течение 1926-1927 гг. Гостехбюро "Аэрофотосъемка" произвело
аэросъемку 9000 кв. км лесной территории Марийской республики в масштабах
1:8000-1:10000 с продольным и поперечным перекрытиями, равными 30%. Из
полученных аэроснимков были изготовлены уточненные фотосхемы в масштабе
1:8400 с использованием разработанного Соколовым способа приведения
аэроснимка к заданному масштабу по коэффициентам. В качестве основы были
использованы планшеты наземной съемки лесных кварталов. В ходе выполнения
работы летными экипажами был разработан инструментально-визуальный, створный
способ самолетовождения при аэросъемке площадей местности, который
использовался в последующие десятилетия и только появление автоматических
навигационных систем внесло коррективы в прокладку аэрофотосъемочных
маршрутов.
Одновременно
с этой работой были выполнены первые
опытно-производственные работы по аэросъемке городов. Была проведена
аэросъемка г. Чебоксары под
руководством В.Ф.Дейнеко и г. Краснококшайска (ныне Йошкар-Ола) под
руководством Н.Н.Веселовского. Аэросъемка была выполнена в масштабе 1:3000 с
использованием аэрофотоаппарата К-1 с фокусным расстоянием 50 см. Аэроснимки
были трансформированы с увеличением до масштаба 1:2000. Разработанные в ходе
выполнения этих работ методики аэросъемки городов легли в основу последующих
подобных съемок. Была проведена также аэросъемка в масштабе 1:10000 участка
р. Волги от Козьмодемьянска до Мариинского Посада площадью 300 кв. км с целью
изучения фарватера реки и имеющихся на ней перекатов, а также территории
площадью 100 кв. км с целью учета площадей, занятых сельскохозяйственными
культурами.
В
1927 г. в Московском геодезическом институте под руководством
Н.М.Алексапольского был создан фототрансформатор
МГИ на базе фототрансформатора Люфтбильд, закупленного в Германии и
использовавшегося при создании фотопланов. В отличие от фототрансформатора
Люфтбильд в фототрансформаторе МГИ был установлен масштабный инверсор
лекального типа, разработанный П.П.Соколовым. В
1927 г. Гостехбюро получило заказ на проведение аэросъемки в Ферганской
долине для сельскохозяйственных нужд и с целью изыскания трассы
Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиба). Аэросъемка в Ферганской
долине была проведена под руководством В.Ф.Дейнеко на площади 1814 кв. км. По
аэроснимкам, впервые полученным с высоты 4600м, были изготовлены фотопланы в
масштабе 1:10000. На фотопланы были нанесены границы землепользования и
составлены экспликации по землепользованиям и районам. Аэросъемка горных участков
предполагаемого строительства Турксиба была проведена под руководством
Н.Н.Степанова. Аэросъемку больших площадей горной местности до этого никто не
выполнял, и летным экипажам пришлось разрабатывать методику самолетовождения
в ходе выполнения работы. Для повышения надежности ориентирования при
прокладке параллельных маршрутов аэросъемщики предложили бортвизир. Одним из
летчиков был талантливый планерист, летчик-испытатель, разработавший методику
выхода из штопора, К.К.Арцеулов (внук художника И.К.Айвазовского и сам
художник). В ходе обработки полученных аэроснимков на часть территории были
созданы фотопланы в масштабе 1:15000 и с помощью мензульной съемки на них
были нанесены горизонтали с сечением рельефа через 10 м. На оставшуюся
территорию были смонтированы фотосхемы и подготовлены контактные отпечатки.
Данная работа дала первый опыт применения аэрофотограмметрической съемки для
изыскания железных дорог. В
1928 г. Гостехбюро продолжило работу в Ферганской долине и впервые выполнило
аэрофотограмметрическую съемку для геологических изысканий и эксплуатации
нефтеносных и угольных месторождений. По аэроснимкам масштаба 1:12000 были
изготовлены фотопланы в масштабах 1:5000 и 1:10000. На последние были
нанесены горизонтали с помощью мензульной съемки. В этом же году академик
А.Е.Ферсман отметил, что аэрофотограмметрическая съемка облегчит работы в
труднодоступных областях земной поверхности и является новым методом для
понимания ряда проблем в различных областях научной географии. В
1927, 1929 и 1933 гг. А.С.Скиридов получил авторские свидетельства на
разработки по автоматическому
вычерчиванию горизонталей путем сравнения перемены плотностей фотоизображения
вокруг соответственных точек на левом и правом фотоснимках. Данные
разработки на много лет опередили развитие мирового фотограмметрического
приборостроения. В
1928 г. Н.М.Алексапольский и Ф.В.Дробышев впервые в нашей стране выполнили работы по построению сетей плановой
графической фототриангуляции. Они опирались на теоретические разработки
С.Финстервальдера, сделанные им в 1921 г., и практические работы по
построению таких сетей, выполненные в 1926 г. К.Ашенбренером. В 1928 г.
А.С.Скиридов впервые в нашей стране
выполнил работы по построению сетей пространственной фототриангуляции с
использованием угломерного фотограмметрического прибора фотограмтеодолита. В
конце 1928 г. Государственный
картографический институт, организованный в 1926 г. при
Научно-техническом управлении (НТУ) ВСНХ СССР, был передан в Главный
геодезический комитет при ВСНХ СССР и 1октября преобразован в Государственный научно-исследовательский институт
геодезии и картографии (ГИГК), который стал проводить исследовательские
работы в этих областях. Первым директором ГИГК стал член-корреспондент
Академии Наук СССР Ф.Н.Красовский. В
1928 г. при "Укрвоздухпути" было создано второе
аэрофотогеодезическое отделение, которое выполняло аэросъемочные и
фотограмметрические работы в южной части Европейской территории страны. 1
февраля 1929 г. с целью проведение научно-исследовательских работ в области
аэросъемки в Ленинграде было организовано отделение ГИГК (ЛО ГИГК)
под руководством академика Ферсмана. 15 февраля 1929 г. Совет Труда и Обороны
принял специальное постановление, предлагавшее руководящим органам страны
обратить особое внимание на использование аэросъемки при составлении
пятилетнего плана развития народного хозяйства и в связи с этим довести объем
аэросъемочных работ в 1932-1933 гг. до 250 кв. км. По инициативе академика
Ферсмана 14-16 июня 1929 г. в
Ленинграде было проведено 1-е Всесоюзное совещание по аэросъемке, на котором были подведены итоги пятилетнего
существования аэросъемки и принят первый пятилетний план
научно-исследовательских работ в этой области. В
1928 г. в системе Народного комиссариата земледелия было организовано
фотограмметрическое бюро, которое в 1931 г. под руководством П.М.Орлова
выполнила стереофотограмметрические съемки по реке Терек, на Днепре, Дону и
Нижнем Днепре, в 1932 г. - в Средней Азии по рекам Или, Большой Кибин и
Шамси. В 1933 г. по заданию Нижневолгопроекта были выполнены работы
гидрологического характера: определение направлений и скоростей
поверхностного течений р. Волги в районе г. Камышин, а в 1934 г. эти работ
были проведены в районе г. Саратов. Кроме того, впервые в нашей стране была
проведена стереосъемка оползней Соколовой горы у г. Саратова, а также съемка
оврагов у створа Камышинской плотины. В 1935 г. по заданию Гидроэнергопроекта
стереофотограмметрические съемки гидрологического характера были выполнены на
Северном Кавказе и в Средней Азии. В 1936 г. впервые была выполнена
стереофотосъемка ледохода на р. Волга у Ставропольского и Царевокурганского
створов. Все работы по обработке материалов съемки выполнялись в Московском
гидромелиоративном институте. |