В начале 20-х гг. Аэрофотограмметрическая школа ВВФ и Аэрофототопографический отряд ВТУ оказывали помощь ММИ в становлении курсу фотограмметрии. Они предоставлял аэроснимки, фотопланы, приборы и инструменты, летные средства для выполнения съемок с научно-учебной целью. В 1921 г. была выполнена аэросъемка площади размером 9 кв. км на научно-опытном аэродроме ВВФ с целью отработки методики контурной съемки. Эта работа демонстрировалась в 1922 г. на выставке, устроенной в ММИ по случаю первого Всероссийского Геодезического съезда.

В 1923-1924 гг. в ВТУ вместо аэрофототопографического отряда геодезического отдела создается самостоятельный аэрофототопографический отдел, который должен был выполнять топографические съемки с использованием аэросъемки и фотограмметрии. В 1924 г. в ВТУ были проведены опытные работы по съемке контуров и рельефа с использованием контурно-комбинированной съемки, а в 1925 г. уже перешли к производственному применению этого вида съемки. В результате к 1930 г. контурно-комбинированная съемка у военных топографов стала основной при создании карт в масштабе 1:25000.

Н.Н.Веселовский

Период с 1923 г. по 1930 г. можно считать периодом становления отечественной гражданской аэросъемки. 17 октября 1923 г. Бонч-Бруевича как беспартийного освободили от должности руководителя ВГУ и перевели на должность главного руководителя всех работ, которую он исполнял до 7 апреля 1924 г. С 1 марта 1924 г. Бонч-Бруевич становится руководителем отдела аэрофотосъемки акционерного Российского общества Добровольного воздушного флота "Добролет" (организовано 17 марта 1923 г.), который он возглавлял до 31 октября 1928 г. В результате переговоров в ВСНХ 9 сентября 1925 г. отдел аэросъемки переименовывается в Государственное техническое бюро "Аэрофотосъемка" при ВСНХ, что позволило вести на коммерческой основе аэросъемочные работы для нужд государственного хозяйства. Летно-съемочными работами руководил В.С.Цвет-Колядинский, фотограмметрическими и дешифровочными - П.П.Соколов, фотографическими - Д.А.Сольский, геодезическими - последовательно Н.М.Алексапольский, Н.Н.Степанов, В.М.Платон, Н.Н.Веселовский. Все они, в основном, получили образование в ММИ.

Аэрофотоаппарат К-1

Вначале бюро располагало сильно изношенным самолетом "Румплер", одним аэрофотоаппаратом Потте без аэрофотоустановки, трансформатором и стереоскопом Соколова, примитивным фотолабораторным оборудованием. В 1924 г. общество "Добролет" выделило денежные средства, а через ВСНХ были получены лицензии на приобретение оборудования за рубежом. К весне 1925 г. бюро располагало двумя самолетами "Дорнье-Комета II", двумя аэрофотоаппаратами К-1 Кодак (США), одним аэрофотоаппаратом RMK Цейсс (Германия), двумя трансформаторами Люфтбильд и одним трансформатором Руссиля, полным комплектом фотолабораторного оборудования, большим количеством аэрофотопленки, фотобумаги, фотохимикалиев. Затем бюро приобрело третий самолет - первый отечественный пассажирский АК-1. Аэрофотоаппарат К-1 был первым полностью автоматизированным аэрофотоаппаратом, выпущенным в 1918 г. фирмой Кодак и был предназначен для разведывательной съемки. Он имел два длиннофокусных конуса 30 и 50 см, прямоугольный формат кадра 18х24 см и шторно-щелевой затвор. Выравнивание фотопленки выполнялось с помощью вакуума. В нашей стране длиннофокусные конусы были заменены среднефокусными 21 и 25 см. Прикладная рамка была переделана под формат 18х18 см и установлены координатные метки. После появления отечественного объектива Руссар-1 его установили на аэрофотоаппарате и одновременно заменили шторно-щелевой затвор на центральный междулинзовый. После этого ему дали название МАК-1 (модернизированный К-1). Он широко использовался в нашей стране при аэросъемке для картографических целей до 1934 г., когда был создан аналогичный отечественный аэрофотоаппарат АФА-13.

На самолетах "Дорнье" работали летчик К.Е.Дедушенко, возглавлявший летный сектор, с аэросъемщиком В.К.Лебедевым, возглавлявшим аэросъемочный сектор, и летчик М.С.Бабушкин с аэросъемщиком Н.Д.Богомоловым. На самолете АК-1 работали летчик В.И.Трофимов с аэросъемщиком Н.М.Саранцевым. В составе летного сектора был Г.П.Власов, работавший вначале механиком, а потом летчиком. Опыт ориентирования, полученный им во время прокладки аэросъемочных маршрутов, помог ему в 1938 г. при спасении полярников, терпящих бедствие на дрейфующей станции "Северный полюс - 1". После взлета с ледокола "Таймыр" Г.П.Власов быстро и точно нашел не только льдину со станцией и сообщил на ледокол ее местоположение, но и самолет И.И.Черевичного, вылетевшего на поиски ранее с другого судна. Об этом пишут в своих книгах-воспоминаниях начальник СП-1 И.Д.Папанин и радист Э.Т.Кренкель. Здесь нужно отметить несправедливость упрека Н.М.Саранцева, который он делает в своей статье И.Д.Папанину и другим, что они не вспоминали о Г.П.Власове.

С 15 октября 1924 г. приказом Реввоенсовета СССР в Военно-инженерной академии был закрыт геодезический факультет, а в ММИ было организовано военно-геодезическое отделение на правах факультета, на котором осуществлялась подготовка военных геодезистов. Для них Н.М.Алексапольский читал курс фотограмметрии. В конце 1924 г. Центральная штатная комиссия РКИ признала своевременным создание в ММИ специализации фототопография. 24 апреля 1925 г. Алексапольскому было присуждено звание профессора по фотограмметрии, а 25 апреля 1925 г. приказом по ММИ он был назначен на должность профессора и приступил к формированию кафедры фотограмметрического профиля. Н.М.Алексапольский в своей статье [4] пишет, что в 1925-1926 учебном году "вместо предмета фотограмметрия на факультете была объявлена кафедра по фототопографии и учреждена фототопографическая специализация". К конце 1926 г. на кафедре были организованы два кабинета: фототопографический и аэрофотосъемочный. Оба кабинета были оборудованы с расчетом, что будут использованы как в учебных целях, так и научно-исследовательских в работах. К преподаванию на кафедре были привлечены работники производства, что, как отмечает Алексапольский, создавала трудности в их педагогической деятельности. На кафедре, кроме Н.М.Алексапольского, преподавали В.С.Цвет-Колядинский, П.П.Соколов, Б.В.Недзвецкий, а также начали педагогическую деятельность будущие профессоры кафедры А.С.Скиридов, Ф.В.Дробышев, Н.Я.Бобир, Н.Н.Веселовский.

А.С.Скиридов

Ф.В.Дробышев

В июле 1925 г. для приобретения практического опыта сотрудниками Гостехбюро "Аэрофотосъемка" под руководством Н.М.Алексапольского была проведена первая опытная аэросъемка в картографических целях в районе г. Можайска на площади 400 кв. км в масштабах от 1:2000 до 1:7000 при высотах фотографирования не выше 2800 м. Задачей ее проведения являлся поиск наилучших путей и возможностей создания планов по аэрофотоснимкам при помощи контурной и комбинированной съемок. Сфотографированная территория представляла собой геодезический полигон с густой сетью маркированных опорных точек. После аэросъемки каждый аэроснимок с помощью полевых измерений обеспечивался четырьмя трансформационными точками. Смонтированные фотопланы сравнивались с планшетами наземной топографической съемки, выполненной опытными топографами ВГУ. Результаты сравнения показали преимущество аэрофотограмметрических методов съемки перед полевой съемкой.

В 1925 г. под руководством П.М.Орлова и В.М.Платона была выполнена опытная аэросъемка лесов в Тверской губернии на площади около 520 кв. км в масштабе 1:8000. На основе существовавших планшетов наземной съемки лесных кварталов по аэроснимкам были изготовлены фотосхемы в масштабе 1:8400. Такой масштаб был выбран, чтобы можно было сравнивать фотосхемы с существовавшими картами, которые изготавливались в прежней системе мер. В данном случае 1 дюйму на карте соответствовало 100 саженей на местности. В результате было отмечено, что аэрофотограмметрическая съемка ускоряет производство лесоустроительных работ, т.к. она позволяет получить картографические материалы, несущие большое количество информации.

В 1925 г. на Украине было создано общество ''Укрвоздухпуть", в котором был организован аэрофотосъемочный отдел, взявший на себя выполнение аэросъемки для нужд землеустройства. В 1925-1937 гг. для составления топографических карт в масштабах 1:25000 и 1:100000 на большие территории Кавказа и Памира была применена наземная стереофотограмметрическая съемка. Обработка снимков была выполнена на стереоавтографе Орель-Цейсса. В результате было отмечено, что этот вид съемки в горных районах является более производительным и экономически выгодным по сравнению с мензульной съемкой.

С 1925 г. по 1930 г. основным видом работ, выполнявшимся Гостехбюро, была контурная съемка, заключающаяся в монтировании фотосхем и фотопланов, которые использовались либо как самостоятельный вид проекции, либо для исправления контурной нагрузки существующих планов и карт. Кроме того, сотрудники бюро вели научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность с целью совершенствования всех процессов контурной съемки. Одновременно отрабатывалась технология создания карт с помощью контурно-комбинированной съемки, которую позднее назвали комбинированной съемкой. Состоявшееся в 1928 г. 3-е геодезическое совещание признало контурно-комбинированную съемку в качестве одного из основных видов топографических съемок, и с начала 30-х годов она стала широко применяться наравне с мензульной съемкой.

С середины 20-х гг. в нашей стране стали осваивать универсальный метод создания топографических карт по аэроснимкам. Разработке универсального метода способствовала работа Н.Г.Келля "Пространственная обратная засечка в фотограмметрии", в которой впервые в нашей стране излагались теоретические основы построения пространственной обратной засечки по аэроснимкам методом итераций с использованием приближенных значений элементов внешнего ориентирования (1926 г.), а также труды А.С.Скиридова по аналитическому решению задачи взаимного ориентирования стереопары аэроснимков (1928 г.). Однако в эти годы универсальный метод не нашел в нашей стране производственного применения, т.к. опирался на импортный прибор - стереопланиграф, а отечественные УСП еще не были созданы.

В 1926 г. на геодезическом отделении ММИ начинается обучение студентов по специализации "фототопография", а при кафедре фототопографии создается аэрофотосъемочный кабинет. В 1927 г. на военно-геодезическом отделении ММИ была организована специализация по фотограмметрии.

В 1926 г. А.Н.Ширяев сконструировал специальную аэрофотоустановку с пневматическими амортизаторами. В этом же году она демонстрировалась на Парижской выставке и получила высокую оценку. Подобную аэрофотоустановку фирма К.Цейсс стала выпускать с 1927 г.

В течение 1926-1927 гг. Гостехбюро "Аэрофотосъемка" произвело аэросъемку 9000 кв. км лесной территории Марийской республики в масштабах 1:8000-1:10000 с продольным и поперечным перекрытиями, равными 30%. Из полученных аэроснимков были изготовлены уточненные фотосхемы в масштабе 1:8400 с использованием разработанного Соколовым способа приведения аэроснимка к заданному масштабу по коэффициентам. В качестве основы были использованы планшеты наземной съемки лесных кварталов. В ходе выполнения работы летными экипажами был разработан инструментально-визуальный, створный способ самолетовождения при аэросъемке площадей местности, который использовался в последующие десятилетия и только появление автоматических навигационных систем внесло коррективы в прокладку аэрофотосъемочных маршрутов.

В.Ф.Дейнеко

Одновременно с этой работой были выполнены первые опытно-производственные работы по аэросъемке городов. Была проведена аэросъемка г. Чебоксары под руководством В.Ф.Дейнеко и г. Краснококшайска (ныне Йошкар-Ола) под руководством Н.Н.Веселовского. Аэросъемка была выполнена в масштабе 1:3000 с использованием аэрофотоаппарата К-1 с фокусным расстоянием 50 см. Аэроснимки были трансформированы с увеличением до масштаба 1:2000. Разработанные в ходе выполнения этих работ методики аэросъемки городов легли в основу последующих подобных съемок. Была проведена также аэросъемка в масштабе 1:10000 участка р. Волги от Козьмодемьянска до Мариинского Посада площадью 300 кв. км с целью изучения фарватера реки и имеющихся на ней перекатов, а также территории площадью 100 кв. км с целью учета площадей, занятых сельскохозяйственными культурами.

Фототрансформатор

МГИ

В 1927 г. в Московском геодезическом институте под руководством Н.М.Алексапольского был создан фототрансформатор МГИ на базе фототрансформатора Люфтбильд, закупленного в Германии и использовавшегося при создании фотопланов. В отличие от фототрансформатора Люфтбильд в фототрансформаторе МГИ был установлен масштабный инверсор лекального типа, разработанный П.П.Соколовым.

В 1927 г. Гостехбюро получило заказ на проведение аэросъемки в Ферганской долине для сельскохозяйственных нужд и с целью изыскания трассы Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиба). Аэросъемка в Ферганской долине была проведена под руководством В.Ф.Дейнеко на площади 1814 кв. км. По аэроснимкам, впервые полученным с высоты 4600м, были изготовлены фотопланы в масштабе 1:10000. На фотопланы были нанесены границы землепользования и составлены экспликации по землепользованиям и районам. Аэросъемка горных участков предполагаемого строительства Турксиба была проведена под руководством Н.Н.Степанова. Аэросъемку больших площадей горной местности до этого никто не выполнял, и летным экипажам пришлось разрабатывать методику самолетовождения в ходе выполнения работы. Для повышения надежности ориентирования при прокладке параллельных маршрутов аэросъемщики предложили бортвизир. Одним из летчиков был талантливый планерист, летчик-испытатель, разработавший методику выхода из штопора, К.К.Арцеулов (внук художника И.К.Айвазовского и сам художник). В ходе обработки полученных аэроснимков на часть территории были созданы фотопланы в масштабе 1:15000 и с помощью мензульной съемки на них были нанесены горизонтали с сечением рельефа через 10 м. На оставшуюся территорию были смонтированы фотосхемы и подготовлены контактные отпечатки. Данная работа дала первый опыт применения аэрофотограмметрической съемки для изыскания железных дорог.

В 1928 г. Гостехбюро продолжило работу в Ферганской долине и впервые выполнило аэрофотограмметрическую съемку для геологических изысканий и эксплуатации нефтеносных и угольных месторождений. По аэроснимкам масштаба 1:12000 были изготовлены фотопланы в масштабах 1:5000 и 1:10000. На последние были нанесены горизонтали с помощью мензульной съемки. В этом же году академик А.Е.Ферсман отметил, что аэрофотограмметрическая съемка облегчит работы в труднодоступных областях земной поверхности и является новым методом для понимания ряда проблем в различных областях научной географии.

В 1927, 1929 и 1933 гг. А.С.Скиридов получил авторские свидетельства на разработки по автоматическому вычерчиванию горизонталей путем сравнения перемены плотностей фотоизображения вокруг соответственных точек на левом и правом фотоснимках. Данные разработки на много лет опередили развитие мирового фотограмметрического приборостроения.

В 1928 г. Н.М.Алексапольский и Ф.В.Дробышев впервые в нашей стране выполнили работы по построению сетей плановой графической фототриангуляции. Они опирались на теоретические разработки С.Финстервальдера, сделанные им в 1921 г., и практические работы по построению таких сетей, выполненные в 1926 г. К.Ашенбренером. В 1928 г. А.С.Скиридов впервые в нашей стране выполнил работы по построению сетей пространственной фототриангуляции с использованием угломерного фотограмметрического прибора фотограмтеодолита.

В конце 1928 г. Государственный картографический институт, организованный в 1926 г. при Научно-техническом управлении (НТУ) ВСНХ СССР, был передан в Главный геодезический комитет при ВСНХ СССР и 1октября преобразован в Государственный научно-исследовательский институт геодезии и картографии (ГИГК), который стал проводить исследовательские работы в этих областях. Первым директором ГИГК стал член-корреспондент Академии Наук СССР Ф.Н.Красовский.

В 1928 г. при "Укрвоздухпути" было создано второе аэрофотогеодезическое отделение, которое выполняло аэросъемочные и фотограмметрические работы в южной части Европейской территории страны. 1 февраля 1929 г. с целью проведение научно-исследовательских работ в области аэросъемки в Ленинграде было организовано отделение ГИГК (ЛО ГИГК) под руководством академика Ферсмана. 15 февраля 1929 г. Совет Труда и Обороны принял специальное постановление, предлагавшее руководящим органам страны обратить особое внимание на использование аэросъемки при составлении пятилетнего плана развития народного хозяйства и в связи с этим довести объем аэросъемочных работ в 1932-1933 гг. до 250 кв. км. По инициативе академика Ферсмана 14-16 июня 1929 г. в Ленинграде было проведено 1-е Всесоюзное совещание по аэросъемке, на котором были подведены итоги пятилетнего существования аэросъемки и принят первый пятилетний план научно-исследовательских работ в этой области.

В 1928 г. в системе Народного комиссариата земледелия было организовано фотограмметрическое бюро, которое в 1931 г. под руководством П.М.Орлова выполнила стереофотограмметрические съемки по реке Терек, на Днепре, Дону и Нижнем Днепре, в 1932 г. - в Средней Азии по рекам Или, Большой Кибин и Шамси. В 1933 г. по заданию Нижневолгопроекта были выполнены работы гидрологического характера: определение направлений и скоростей поверхностного течений р. Волги в районе г. Камышин, а в 1934 г. эти работ были проведены в районе г. Саратов. Кроме того, впервые в нашей стране была проведена стереосъемка оползней Соколовой горы у г. Саратова, а также съемка оврагов у створа Камышинской плотины. В 1935 г. по заданию Гидроэнергопроекта стереофотограмметрические съемки гидрологического характера были выполнены на Северном Кавказе и в Средней Азии. В 1936 г. впервые была выполнена стереофотосъемка ледохода на р. Волга у Ставропольского и Царевокурганского створов. Все работы по обработке материалов съемки выполнялись в Московском гидромелиоративном институте.

 

Заставка   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz