В
1839 г. Дагер установил еще одну особенность фотографии: при длительной выдержке подвижные объекты не экспонируются на снимке.
На его снимке парижского бульвара не видно экипажей и людей, кроме двух. В левой
нижней четверти снимка виден человек, поставивший ногу на ящик чистильщика
ботинок (справа - увеличенное изображение этого участка снимка). Возможно
этот человек, а также чистильщик ботинок, правда, плохо различимый из-за
проекции на какой-то уличный предмет, являются первыми людьми,
зафиксированными на снимке.
В
Англии одновременно с Ниепсом над получением фотоизображения работал
В.Г.Ф.Талбот (W.H.F.Talbot). Он взял
за основу разработки Дэйви и Веджвуда, однако сменил последовательность
купания бумаги в растворах и, тем самым, повысил светочувствительность. Кроме
того, он впервые разработал способ
закрепления полученного изображения, сделав его устойчивым к воздействию
света. Для этого Талбот предложил удалять оставшееся хлористое серебро с
бумаги с изображением с помощью раствора поваренной соли. Этот способ
получения и закрепления изображения в 1835 г. получил название калотипия. Однако Талбот не придал
значения разработанному способу, т.к. его в тот период интересовали другие
проблемы. Только после того, как появились публикации о работах Дагера, он
решил улучшить свой способ с учетом недостатков дагеротипии. По представлению
физика М.Фарадея (M.Faraday) Талбот выставил полученный им фотоснимок для
публичного обозрения в Королевском институте в Лондоне 25 января 1839 г., а 31
января он сделал сообщение о разработанном им "фотогеническом рисовании" или фотогенном способе получения
фотоизображения. В 1842-1843 гг. Талбот стал пропитывать бумагу йодистым
серебром, что повысило светочувствительность во много раз по сравнению со
способом Дагера, и длительность экспонирования в камере-обскура сокращалась
до одной минуты. После экспонирования изображение усиливалось в галловой
кислоте, проявлялось и фиксировалось. Бумага погружалась в расплавленный
воск, что делало ее прозрачной и можно было наблюдать негативное изображение,
а затем контактной печатью на такую же бумагу получать позитивную копию. Этот
способ был назван талботипия.
Историческое значение работ Ф.Талбота состоит в том, что он впервые разработал способ получения негативного изображения и
позитивных копий с него, что способствовало развитию фотографии. Однако
талботипия по сравнению с дагеротипией не получила широкого применения.
Термины "фотография",
"негатив" и "позитив" были впервые применены английским астрономом, одним из пионеров
астрофотометрии Д.Гершелем (J.Herschel) в статье "Заметки об искусстве фотографии или
применение химических лучей света для целей живописных изображений",
представленной 14 марта 1839 г. Королевскому Обществу. Гершель интересовался
фиксацией полученных в камере-обскура изображений и первым для этой цели применил
гипосульфит. Таким образом, 1839 г.
стал считаться годом рождения фотографии. В
России дагеротипия применялась настолько успешно, что во Франции в 1843 г. первая в мире медаль за фотоснимки
кавказских пейзажей в виде дагеротипов была присуждена русскому
фотографу-любителю С.Л.Левицкому. Однако
способы, разработанные Дагером и Талботом, имели недостатки, затрудняющие их
массовое применение. Дагеротипный способ не позволял получать копии, а
талботипный требовал получения светочувствительного слоя непосредственно
перед фотосъемкой и экспонирования до его высыхания. В 1847 г. талботипный
способ был усовершенствован французом Ниепсом де Сент Виктором (Niepce de Saint
Viktor), предложившим использовать слой яичного белка,
пропитанного йодистыми солями.
В
1851 г. шотландец Ф.С.Арчер (F.S.Archer)
заменил яичный белок коллоидом - раствором коллоксилина (особого сорта
нитроклетчатки в смеси спирта и эфира, густой и быстросохнущей жидкости). В
результате был разработан мокрый
коллодионный процесс, заключающийся в том, что раствор коллоксилина
приготавливался перед фотосъемкой и наносился на стеклянную пластинку в
мокром состоянии. Пластинка опускалась в раствор йодистого калия, а потом в
раствор азотнокислого серебра, что приводило к образованию мельчайших
кристаллов йодистого серебра. В мокром виде пластинка экспонировалась и
опускалась в проявитель, содержащий соли сернокислого закисного железа. После
фиксирования и сушки получалось негативное изображение более высокого
качества как по резкости, так по передаче полутонов по сравнению с
дагеротипией и талботипией. За счет высокой светочувствительности
экспонирование сократилось до долей секунды, а использование в качестве
подложки стеклянной пластинки облегчало изготовление позитивных копий.
Недостатком способа являлась необходимость быстро изготовить
светочувствительный слой, проэкспонировать его и проявить, т.к. испарение
спирта и эфира приводило к быстрому высыханию светочувствительного слоя и к
его непроницаемости для водных растворов. Тем не менее, дагеротипию стали
заменять мокрым коллодионным процессом, который использовался в фотографии до
1880-х гг. Однако и этот процесс был сложным для массового применения
фотографии.
8
сентября 1871 г. английский врач Р.Л.Мэдокс (R.L.Maddox) опубликовал в британском журнале
"Фотография" статью о своих опытах по применению фотографических
желатиновых эмульсий. Он установил, что если в подогретый желатиновый раствор
ввести азотнокислое серебро а затем бромистый или йодистый калий, а затем
выдержать определенное время при заданной температуре, то
светочувствительность повышается во много раз по сравнению существующими
светочувствительными слоями. Мэдокс
сделал крупное открытие в производстве сухих бромосеребряных желатиновых
светочувствительных слоев, что открыло дорогу для массового использования
фотографии. Однако он не запатентовал свое изобретение и умер в бедности. С
1873 г. по 1880 г. была разработана промышленная технология изготовления
фотопластинок с сухим светочувствительным слоем и организовано их фабричное
производство. Примерно с 1882 г. фотографы начали широко использовать сухие
фотопластинки, отказываясь от мокрого коллодионного процесса.
Распространение
фотографии в нашей стране привело к тому, что 21 сентября 1855 г. было
организовано фотографическое отделение Военно-топографического отдела
Главного штаба Русской армии. В 70-е годы XIX века С.Л.Левицкий, профессор
Д.И.Менделеев, конструктор фотокамер В.И.Срезневский и другие основали
фотографический отдел Русского технического общества (РТО). В 1878-1881 гг.
русский практик-самоучка И.В.Болдырев разработал способ изготовления
прозрачной, гибкой, "смоловидной" пленки, на которую наносился вначале
мокрый коллоидный слой, а затем после изобретения сухих светочувствительных
слоев - броможелатиновый. Эта фотопленка демонстрировалась на выставке в
Москве в 1882 г. Таким образом, И.В.Болдырев первым в мире разработал фотопленку.
Однако
в других странах изобретателем фотопленки считается американец Г.Истмэн (G.Eastman),
который в 1884 г. запатентовал использование нитроцеллюлозы в качестве основы
для светочувствительной эмульсии. Промышленное производство фотопленки Estman-Kodak было
налажено в США в 1887-1889 гг. В 1888 г. Истмэн разработал конструкцию
фотокамеры с фотопленкой, свернутой в рулон, на которой можно было получить
сотню снимков. Эта фотокамера получила широкое распространение среди широких
масс, т.к. после израсходования фотопленки фотокамера сдавалась фирме,
которая после фотографической обработки выдавала пользователю фотографии и
фотокамеру, заряженную новой фотопленкой. Достижения
в фотографии и совершенствование фотокамер ускорили развитие наземной
фотограмметрической съемки и позволили начать экспериментальные воздушные
фотосъемки. Заставка 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |