В 1839 г. Дагер установил еще одну особенность фотографии: при длительной выдержке подвижные объекты не экспонируются на снимке. На его снимке парижского бульвара не видно экипажей и людей, кроме двух. В левой нижней четверти снимка виден человек, поставивший ногу на ящик чистильщика ботинок (справа - увеличенное изображение этого участка снимка). Возможно этот человек, а также чистильщик ботинок, правда, плохо различимый из-за проекции на какой-то уличный предмет, являются первыми людьми, зафиксированными на снимке.

Ф.Талбот

Первый снимок Талбота:

вид через окно (авг. 1835)

В Англии одновременно с Ниепсом над получением фотоизображения работал В.Г.Ф.Талбот (W.H.F.Talbot). Он взял за основу разработки Дэйви и Веджвуда, однако сменил последовательность купания бумаги в растворах и, тем самым, повысил светочувствительность. Кроме того, он впервые разработал способ закрепления полученного изображения, сделав его устойчивым к воздействию света. Для этого Талбот предложил удалять оставшееся хлористое серебро с бумаги с изображением с помощью раствора поваренной соли. Этот способ получения и закрепления изображения в 1835 г. получил название калотипия. Однако Талбот не придал значения разработанному способу, т.к. его в тот период интересовали другие проблемы. Только после того, как появились публикации о работах Дагера, он решил улучшить свой способ с учетом недостатков дагеротипии. По представлению физика М.Фарадея (M.Faraday) Талбот выставил полученный им фотоснимок для публичного обозрения в Королевском институте в Лондоне 25 января 1839 г., а 31 января он сделал сообщение о разработанном им "фотогеническом рисовании" или фотогенном способе получения фотоизображения. В 1842-1843 гг. Талбот стал пропитывать бумагу йодистым серебром, что повысило светочувствительность во много раз по сравнению со способом Дагера, и длительность экспонирования в камере-обскура сокращалась до одной минуты. После экспонирования изображение усиливалось в галловой кислоте, проявлялось и фиксировалось. Бумага погружалась в расплавленный воск, что делало ее прозрачной и можно было наблюдать негативное изображение, а затем контактной печатью на такую же бумагу получать позитивную копию. Этот способ был назван талботипия. Историческое значение работ Ф.Талбота состоит в том, что он впервые разработал способ получения негативного изображения и позитивных копий с него, что способствовало развитию фотографии. Однако талботипия по сравнению с дагеротипией не получила широкого применения.

Д.Гершель

Первая фотография на

стекле, полученная

Гершелем

Термины "фотография", "негатив" и "позитив" были впервые применены английским астрономом, одним из пионеров астрофотометрии Д.Гершелем (J.Herschel) в статье "Заметки об искусстве фотографии или применение химических лучей света для целей живописных изображений", представленной 14 марта 1839 г. Королевскому Обществу. Гершель интересовался фиксацией полученных в камере-обскура изображений и первым для этой цели применил гипосульфит. Таким образом, 1839 г. стал считаться годом рождения фотографии.

В России дагеротипия применялась настолько успешно, что во Франции в 1843 г. первая в мире медаль за фотоснимки кавказских пейзажей в виде дагеротипов была присуждена русскому фотографу-любителю С.Л.Левицкому.

Однако способы, разработанные Дагером и Талботом, имели недостатки, затрудняющие их массовое применение. Дагеротипный способ не позволял получать копии, а талботипный требовал получения светочувствительного слоя непосредственно перед фотосъемкой и экспонирования до его высыхания. В 1847 г. талботипный способ был усовершенствован французом Ниепсом де Сент Виктором (Niepce de Saint Viktor), предложившим использовать слой яичного белка, пропитанного йодистыми солями.

Ф.С.Арчер

В 1851 г. шотландец Ф.С.Арчер (F.S.Archer) заменил яичный белок коллоидом - раствором коллоксилина (особого сорта нитроклетчатки в смеси спирта и эфира, густой и быстросохнущей жидкости). В результате был разработан мокрый коллодионный процесс, заключающийся в том, что раствор коллоксилина приготавливался перед фотосъемкой и наносился на стеклянную пластинку в мокром состоянии. Пластинка опускалась в раствор йодистого калия, а потом в раствор азотнокислого серебра, что приводило к образованию мельчайших кристаллов йодистого серебра. В мокром виде пластинка экспонировалась и опускалась в проявитель, содержащий соли сернокислого закисного железа. После фиксирования и сушки получалось негативное изображение более высокого качества как по резкости, так по передаче полутонов по сравнению с дагеротипией и талботипией. За счет высокой светочувствительности экспонирование сократилось до долей секунды, а использование в качестве подложки стеклянной пластинки облегчало изготовление позитивных копий. Недостатком способа являлась необходимость быстро изготовить светочувствительный слой, проэкспонировать его и проявить, т.к. испарение спирта и эфира приводило к быстрому высыханию светочувствительного слоя и к его непроницаемости для водных растворов. Тем не менее, дагеротипию стали заменять мокрым коллодионным процессом, который использовался в фотографии до 1880-х гг. Однако и этот процесс был сложным для массового применения фотографии.

Р.Л.Мэдокс

8 сентября 1871 г. английский врач Р.Л.Мэдокс (R.L.Maddox) опубликовал в британском журнале "Фотография" статью о своих опытах по применению фотографических желатиновых эмульсий. Он установил, что если в подогретый желатиновый раствор ввести азотнокислое серебро а затем бромистый или йодистый калий, а затем выдержать определенное время при заданной температуре, то светочувствительность повышается во много раз по сравнению существующими светочувствительными слоями. Мэдокс сделал крупное открытие в производстве сухих бромосеребряных желатиновых светочувствительных слоев, что открыло дорогу для массового использования фотографии. Однако он не запатентовал свое изобретение и умер в бедности. С 1873 г. по 1880 г. была разработана промышленная технология изготовления фотопластинок с сухим светочувствительным слоем и организовано их фабричное производство. Примерно с 1882 г. фотографы начали широко использовать сухие фотопластинки, отказываясь от мокрого коллодионного процесса.

В.И.Срезневский

Распространение фотографии в нашей стране привело к тому, что 21 сентября 1855 г. было организовано фотографическое отделение Военно-топографического отдела Главного штаба Русской армии. В 70-е годы XIX века С.Л.Левицкий, профессор Д.И.Менделеев, конструктор фотокамер В.И.Срезневский и другие основали фотографический отдел Русского технического общества (РТО). В 1878-1881 гг. русский практик-самоучка И.В.Болдырев разработал способ изготовления прозрачной, гибкой, "смоловидной" пленки, на которую наносился вначале мокрый коллоидный слой, а затем после изобретения сухих светочувствительных слоев - броможелатиновый. Эта фотопленка демонстрировалась на выставке в Москве в 1882 г. Таким образом, И.В.Болдырев первым в мире разработал фотопленку.

Г.Истмэн

Однако в других странах изобретателем фотопленки считается американец Г.Истмэн (G.Eastman), который в 1884 г. запатентовал использование нитроцеллюлозы в качестве основы для светочувствительной эмульсии. Промышленное производство фотопленки Estman-Kodak было налажено в США в 1887-1889 гг. В 1888 г. Истмэн разработал конструкцию фотокамеры с фотопленкой, свернутой в рулон, на которой можно было получить сотню снимков. Эта фотокамера получила широкое распространение среди широких масс, т.к. после израсходования фотопленки фотокамера сдавалась фирме, которая после фотографической обработки выдавала пользователю фотографии и фотокамеру, заряженную новой фотопленкой.

Достижения в фотографии и совершенствование фотокамер ускорили развитие наземной фотограмметрической съемки и позволили начать экспериментальные воздушные фотосъемки.

 

Заставка   1   2   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

 

Используются технологии uCoz